Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» (далее по тексту – Закон № 238-ФЗ), вступившим в силу с 01 января 2017 года, установлены правовые и организационные основы и порядок проведения независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, а также определены правовое положение, права и обязанности участников такой независимой оценки квалификации.

Согласно нормам статьи 2 Закона № 238-ФЗ под независимой оценкой квалификации понимается процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

В соответствии со статьей 3 Закона № 238-ФЗ участниками системы независимой оценки квалификации являются: национальный совет; национальное агентство развития квалификаций; советы по профессиональным квалификациям; центры оценки квалификаций; работодатели; соискатели; федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Правилапроведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2016 года № 1204.

Как следует из Информации Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 апреля 2017 года «Ответы на часто задаваемые вопросы по реализации Федерального закона от 03 июля 2016 года № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации», оценка квалификации является добровольной как для работников, так и для работодателей и не влечет за собой каких-либо обязательных последствий или требований. Направление работодателями работников на прохождение независимой оценки квалификации осуществляется с их письменного согласия, работникам предоставляются гарантии и компенсации в период прохождения оценки квалификации.

При этом в соответствии с частью 2 статьи 4 Закона № 238-ФЗ профессиональный экзамен (независимая оценка квалификации) проводится по инициативе соискателя за счет средств соискателя, иных физических и (или) юридических лиц либо по направлению работодателя за счет средств работодателя в порядке, установленном трудовым законодательством.

Согласно статье 11 Закона №238-ФЗ в случае, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлен иной порядок проведения оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, чем это предусмотрено настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 1 настоящего Федерального закона), применение указанного порядка допускается до 1 июля 2019 года.

Вместе с тем, в Письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 марта 2019 года № 15-2/ООГ-552 содержатся разъяснения по вопросу применения Закона № 238-ФЗ после 01 июля 2019 года, а именно о том, что федеральными законами и принятыми в их исполнение нормативными правовыми актами в ряде сфер экономики, установлены обязательные требования к квалификации работников по определенному виду профессиональной деятельности и процедурам ее подтверждения. Указанные требования не подлежат отмене после 01 июля 2019 года.

Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 года № 584 установлено, что профессиональные стандарты в части требований к квалификации применяются государственными или муниципальными учреждениями поэтапно на основе планов по организации применения профессиональных стандартов, при этом реализацию мероприятий указанных планов планировалось завершить не позднее 1 января 2020 года.

В настоящее время продолжает действовать Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 апреля 2014 года № 276, который определяет правила, основные задачи и принципы проведения аттестации педагогических работников организаций. Аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников (за исключением педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) в целях установления квалификационной категории.

Таким образом, аттестация педагогических работников и независимая оценка квалификации – это две разные процедуры, имеющие различные порядок и цели. Независимая оценка квалификации проводится в добровольном порядке центром оценки квалификации в целях определения соответствия квалификации работника профессиональному стандарту. Аттестация на соответствие работника занимаемой должности проводится работодателем с целью определения соответствия квалификации работника конкретной занимаемой должности и является для работника обязательной. При этом результаты аттестации могут быть использованы работодателем для увольнения работника по пункту 3 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, в то время как применение для этих целей результатов независимой оценки квалификации недопустимо.

Как мы понимаем, в настоящее время не созданы достаточные условия для проведения независимой оценки квалификации, при этом ни работодатели, ни учредители не вправе требовать от работника участия в независимой оценке квалификации.