2020 год знаменателен для Иркутской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации – наша организация отмечает 100-летний юбилей!

Объединительные процессы в учительской профессиональной среде зародились еще в XIX столетии. Согласно данным, содержащимся в архивных документах, иркутских летописях, библиографических и иных изданиях, начальной формой таких объединений были Съезды народных учителей и деятелей по народному образованию, самый первый из которых прошел в Иркутске в 1867 году. На своем первом съезде сибирские педагоги, помимо обсуждения вопросов школьного строительства, требовали демократических свобод: уважения личности ребенка, равенства в праве на образование мужчин и женщин и др.

Во второй половине XIX в. В среде учителей и деятелей народного образования начали возникать первые организации (общества): вспомоществования учащимся и учившим, распространения народного образования, учительское общество и др. Средства таких общественных организаций формировались не только за счет членских взносов, но и добровольных пожертвований состоятельных людей, материальной поддержки властей. В качестве основных направлений деятельности организации педагогов и деятелей народного образования ставили перед собой задачи по решению проблем школьного строительства, развития сети образовательных учреждений, доступных для всех слоев населения губернии, распространению народного образования через устройство библиотек и читален, народных чтений и лекций, оказанию материальной помощи нуждающимся учащимся и учителям и т.д.

Сформированные в те годы хотя и по профессиональным признакам педагогические сообщества все же были еще далеки от профессиональных организаций в современном их понимании. Однако, именно в них накапливался первый опыт коллективной работы, формировались принципы защиты прав и интересов работников.

Первые профессиональные союзные организации педагогов объективно начали возникать под влиянием формирующегося в России рабочего движения, событий первой русской революции 1905-1907 г.г. Официально создание первого Всероссийского Союза учителей и деятелей по народному образованию было провозглашено на учредительном съезде в июне 1905 г. Согласно существующим архивным документам и данным иркутского летописца Н.С. Романова, первые союзные организации учителей Иркутской губернии начали возникать осенью 1905 г. Сформулированные в Уставе задачи Союза включали коренную реорганизацию народного образования на началах свободы и демократии, введение всеобщего бесплатного среднего и высшего образования, коллективную разработку вопросов просвещения, организацию доступной юридической помощи учащим и учащимся, организацию взаимного страхования на случай потери рабочего места и др. Профессиональные организации учителей хотя и не встали под знамена социал-демократии, однако поддержали все более нарастающее рабочее движение, принимали самое активное участие в революционных событиях 1905-1907 годов.

В наступившие после первой русской революции «годы реакции» учительские общественные организации были вынуждены вновь направить свои усилия преимущественно на просветительскую работу и взаимопомощь. Наиболее заметной такой организацией Восточной Сибири стало общество «Просвещение», активными деятелями которого были широко известные иркутянам преподаватели, врачи, предприниматели, священнослужители и др. Губернские власти сознавали, что не все эти организации далеко безобидны, однако поднять руку на «сугубо просветительские» общества не решались.

Профессиональная организация учителей возобновила свою деятельность только в апреле 1917 г. В августе того же года на очередном всероссийском делегатском съезде организация получила новое наименование – Всероссийский Учительский Союз (ВУС). Отделения ВУС начали деятельность в Иркутской губернии. Так, представители Союза входили в состав губернских комиссий по закупке и распределению продуктов, была учреждена касса взаимопомощи, ставились вопросы об открытии в Иркутске педагогического музея и библиотеки. Однако, в условиях начавшейся в Сибири гражданской войны деятельность Союза не получила своего развития.

Крайне осторожно, а то и враждебно встретил ВУС события Октябрьской революции 1917 г., потому не случайно его представители не участвовали в работе Первого съезда профсоюзов России в январе 1918 г. Не случайно и то, что в условиях политического противостояния и гражданской войны учительский Союз раскололся, и уже в 1919 г. из него произошло выделение Союза учителей-интернационалистов, вставшего на позиции поддержки Советской власти и победившего в этом противостоянии. Именно тогда, в июле 1919 г. на учредительном съезде было провозглашено создание нового Всероссийского Союза работников просвещения и социалистической культуры.

Новая страница в истории Иркутской организации профессионального союза работников народного образования и науки, охватывающая советский период ее деятельности, была открыта на Первом губернском делегатском Съезде 15-22 августа 1920 г., на котором было провозглашено создание Иркутского губернского отдела всероссийского Союза работников просвещения и социалистической культуры (Иргубпроса). На Съезде были рассмотрены вопросы о целях и задачах обновленного Союза и союзном строительстве, сформирован состав правления губернской организации. Среди наболевших проблем, которыми на первых порах пришлось заниматься Губпросу, были: освобождение школ от военного постоя; привлечение к работе в учреждениях, особенно в сельской местности, квалифицированных педагогических кадров; обеспечение школьных работников, долгое время не получавших жалование, продуктами и мануфактурой; решение множества других, не менее злободневных для молодой советской школы, проблем.

Самыми важными вопросами профсоюзного строительства были тогда вопросы членства в профсоюзе, создание местных ячеек Союза в уездах и волостях, непосредственно в учебных заведениях. Поначалу серьезная дискуссия развернулась вокруг членства в Профсоюзе различных профессиональных групп работников просвещения: предстояло установить границы взаимоотношений с работниками искусств (Всерабис), поскольку в школе работали учителя пения и изобразительного искусства; удовлетворить профессиональные амбиции работников высшей школы и науки, считающих себя элитой образования; сохранить членство в Профсоюзе лиц из числа технического персонала, с чем поначалу не хотели мириться педагоги. Немало споров возникало и на идеологической основе. И все же провозглашенный вторым всероссийским Съездом профсоюзов территориально-производственный принцип построения союзных организаций был принят за основу, причем большинство активистов союзного движения посчитали, что членами Союза должны быть все работники, в том числе и не сочувствующие Советской власти и большевикам. В результате принятых мер уже к марту 1921 г. уездные и аймачные организации Союза были созданы во всех уголках Иркутской губернии, численность организации составила внушительную по тем временам цифру в 4368 человек.

Работа губернской организации строилась в соответствии с Положением об Иркутском губернском отделе всероссийского Союза работников просвещения. Руководящим органом отдела Союза был губернский Съезд, который должен был созываться не реже 1 раза в полугодие. Исполнительным органом отдела являлось правление, заседания которого проводились каждую неделю. Структурно правление Иргубпроса состояло из нескольких отделов: организационно-инструкторского, тарифно-нормировочного, производственного, охраны труда и культурно-просветительного. Позднее в структуре организации появились секции: работников высшей школы и науки, технического персонала, студенческой молодежи. Как и во многих других организациях, достаточно влиятельную силу представляла в Союзе коммунистическая фракция.

Средства Иргубпроса формировались из членских взносов, сметных ассигнований Цекпроса и других, чаще всего разовых поступлений. Вступительный взнос устанавливался в размере половины однодневного заработка работника, ежемесячный – в размере 2 % полного месячного жалования. Из суммы всех поступлений 30% направлялось на финансирование Цекпроса, 10% в Губсовпроф, оставшиеся 60% в качестве авансового кредита расходовались правлением Иргубпроса по сметам, утвержденным Цекпросом. Ревизионная комиссия избиралась губернским Съездом, контролировала не только финансовую, но и всю деятельность организации.

Вместе со всем советским обществом учительский Профсоюз активно участвовал в построении социализма в стране, внес заметный вклад в решение многочисленных социальных проблем, существующих в образовательной сфере. Уже в 1925-1926 учебном году бюджет Иркутской губернии предусматривал расходы на образование в объеме 1 млн. 600 тыс. рублей, или около 32% от суммы всех расходов. Школьная сеть охватила около 40% детей школьного возраста. Заметен вклад иркутского учительства в ликвидацию неграмотности и малограмотности не только среди детей, но и взрослого населения, в организацию культурно-просветительной и политико-просветительной работы. В эти же годы начал действовать весьма популярный среди иркутских учителей и студентов Дом работников просвещения. Проводилась большая работа по решению кадровых проблем, нормированию труда, распределению учебной нагрузки и др.

Профессиональный союз работников народного образования претерпел немало изменений как в структурном отношении, так и в своем наименовании. Связаны они были и с преобразованиями отраслевого характера, и с изменениями административно-территориального устройства страны. Так, в мае 1921 г. в состав Всероссийского Союза работников просвещения и социалистической культуры вошли работники печати. В октябре того же года путем объединения с Союзом работников искусств был создан единый Всероссийский Союз работников просвещения и искусств. Однако, уже в мае 1922 г. этот Союз вновь был поделен на две самостоятельные союзные организации: Всероссийский Союз работников просвещения и Союз работников искусств.

В сентябре 1934 г. Профсоюз работников просвещения РСФСР был разукрупнен на восемь организаций: профсоюзы работников начальных и средних школ РСФСР, Белоруссии, Украины, Закавказья, Средней Азии, профсоюзы работников высшей школы и научных учреждений, работников дошкольных учреждений, работников политико-просветительных учреждений.

В тридцатые годы параллельно с резким усилением партийного вмешательства в дела профсоюзов шел процесс передачи им ряда функций, обычно выполняемых государственными органами, в том числе после ликвидации в 1933 г. Наркомата труда. Обладая закрепленными государством правами по управлению средствами социального страхования, профсоюзы смогли в течение многих лет обеспечивать работников бесплатными и льготными путевками на санаторно-курортное лечение, в детские оздоровительные лагеря. Обеспечивать действительно нуждающихся в них работников на принципах социальной справедливости. Так, в 1938 г. на санаторно-курортное обслуживание работников образования было направлено 374700 руб., из которых 58,7% составляли средства социального страхования, 15,7% - средства профсоюзного бюджета, 17,1% - привлеченные средства хозяйствующих субъектов и только 8,4% стоимости путевки оплачивали сами работники. Достаточно эффективно использовала свои права техническая инспекция труда профсоюза. В 1939 г. среди учителей области впервые было организовано социалистическое соревнование под девизом «Не иметь ни одного второгодника».

В этот период возглавляли областную организацию Профсоюза:

  • с августа 1920 г. по май 1921 г. - Николай Дмитриевич Хребтовский, первый председатель Иркутского губернского отдела Союза;
  • август 1920 г. –И.А. Гришин, секретарь Иркутского Губернского отдела Союза;
  • с июня 1921 г. – Иван Андреевич Лыткин, председатель Иркутского Губернского отдела Союза;
  • с февраля 1922 г. по декабрь 1925 г. – Никифор Иванович Колмаков, председатель Иркутского Губернского отдела Союза работников просвещения;
  • с января 1926 г. по апрель 1927 г. – Элеонора Григорьевна Беккер, председатель Иркутского губернского отдела Всероссийского Союза работников просвещения;
  • с апреля 1927 г. –Кульков, председатель Иркутского Окружного отдела Союза работников просвещения;
  • с октября 1929 г. – Орлов, председатель Иркутского окружного отдела Союза работников просвещения;
  • с сентября 1930 г. по 1937 г. – Мария Петровна Коростелева, председатель Восточно-Сибирского Краевого отдела Союза работников просвещения, затем Иркутского Краевого комитета Союза работников начальных и средних школ;
  • с 1934 г. по 1936 г. – Иван Степанович Тихоньких, председатель Восточно-Сибирского Краевого комитета Союза работников высшей школы и научных учреждений;
  • с сентября 1934 г. по 1936 г. – Мария Васильевна Колосова, председатель Краевого комитета Союза работников дошкольных учреждений и детских домов;
  • с 1936 г. – Елена Алексеевна Знаменская, председатель Восточно-Сибирского Краевого комитета Союза работников высшей школы и научных учреждений;
  • с 1937 г. по 1939 г. – Федор Иванович Поглазов, председатель Иркутского областного комитета Союза работников начальной и средней школы.

В годы становления и развития советского профессионального строительства именно активная деятельность Профсоюза лежала в основе мотивации профсоюзного членства, которое долгое время носило добровольный характер. Так, на конец 1939 г. из общего числа работающих в образовании области 9974 человек и 2526 студентов (всего 12500) членами Профсоюза были 19625 человек (85%).

Приближалась Великая Отечественная война 1941-1945 г.г. Как и для всего советского народа, выдвинутый лозунг «Все для фронта, все для победы!» стал боевой программой действий и для Иркутской областной организации Профсоюза.

Председатель В.Г. Федосеева

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить