Как и для всего советского народа, выдвинутый в годы Великой отечественной войны 1941-1945 г.г. лозунг «Все для фронта - все для победы!» стал боевой программой действий и для профсоюзных организаций.

С учетом военного времени и в связи с тем, что многие профсоюзные работники ушли в действующую армию, во всех профсоюзных органах были сокращены аппараты штатных работников, перераспределены их обязанности, изменились направления и формы работы профсоюзных организаций. Практически все кадровые работники Профсоюза были заняты подготовкой профессиональных кадров для оборонных и других предприятий, организацией социалистического соревнования с особыми, повышенными обязательствами, пропагандистской и политико-просветительной работой. Готовились не только производственные, но и военные кадры: медперсонал, водители, стрелки и др. Областным комитетом Союза работников дошкольных учреждений и детских домов только за 1941-1942 годы было подготовлено 33 медсестры, 18 сандружинниц, 7 автоматчиков, 6 водителей. В ряды Красной Армии было призвано 22 человека.

Обком Союза дошкольных работников имел в Иркутске свой подшефный госпиталь, в который передавались продукты, одежда, посуда и другие предметы первой необходимости; для раненых было организовано обучение грамотности, проводились концерты, лекции, беседы. Повсеместно проводились массовые субботники и воскресники, средства от которых также передавались в фонд обороны.

Увеличение численности женщин на производстве, их многочасовая занятость в условиях военного времени потребовали от профсоюзов особого внимания к работе учебных и детских учреждений, оздоровительных лагерей и площадок. Даже в декабре 1941 г. для детей были проведены новогодние елки, праздничные мероприятия в садах и парках.

Большое внимание в работе профсоюзов уделялось общественному контролю за работой магазинов, столовых и пунктов питания, подсобных хозяйств, снабжению работников продуктами и предметами первой необходимости.

Активно поддерживалось индивидуальное и коллективное огородничество, в том числе посадка картофеля и разведение домашних животных и птицы. Учительство Иркутской области вместе с учащимися приняли широкое участие в уборке урожая, весенне-полевых работах.

Были пересмотрены средства профсоюзного бюджета и фонда социального страхования с целью мобилизации финансовых средств на нужды обороны страны, на обеспечение работой госпиталей, детских домов, материальную помощь членам семей работников, призванных в армию, и эвакуированным.

Получил распространение сбор денег из заработка и облигаций. В результате работы, проведенной краевыми и областными комитетами Союза работников начальной и средней школы, было собрано около 1,5 млн. рублей, из которых 157600 рублей было собрано в учреждениях народного образования Иркутской области. За счет этих средств была сформирована танковая колонна. Учителями Сибири и дальнего Востока был горячо поддержан призыв педагогов Иркутской средней школы № 11 о сборе средств на самолет «Учитель».

Окончание Великой Отечественной войны потребовало от всего советского народа сосредоточить все свои усилия на восстановлении разрушенных городов и сел, предприятий, совхозов и колхозов, учебных заведений и учреждений здравоохранения и культуры, на воссоздании всех государственных и общественных структур и организаций с их ориентацией на работу в мирных условиях. Своей главной задачей в этот период профессиональные союзы считали развитие т рудовой активности трудящихся, улучшение их благосостояния.

Тезис о возрастании роли профсоюзов в обществе стал не просто декларацией. В период после Великой Отечественной войны были приняты некоторые меры по укреплению правовых позиций профсоюзов СССР. Появление ряда законов и положений: основ законодательства о труде, о социалистическом соревновании, о постоянно действующих производственных совещаниях, о правах профсоюзных комитетов, о порядке рассмотрения трудовых споров и других – реально развивало и усиливало полномочия профсоюзов, с одной стороны, в решении социально-экономических задач советского общества, с другой – в защите законных прав и интересов работников.

Главной задачей профсоюзов в послевоенный период стало развитие трудовой активности трудящихся и улучшение их материального благосостояния. Решению экономических проблем во многом способствовала кропотливая работа по организации социалистического соревнования, на основе которого рассматривались вопросы повышения уровня заработной платы, улучшения условий и охраны труда, социально-бытового обеспечения работников. Широкое развитие получили конкурсы профессионального мастерства, охраны труда и культуры производства. Начало активно развиваться жилищное строительство, строительство культурных и спортивно-оздоровительных центров. Большое внимание уделялось организации оздоровления, отдыха и досуга работников. В советский период деятельности профсоюзов существовало немало позиций и сфер, где интересы государства и профсоюза не просто соприкасались, зачастую и сращивались. Политическая и экономическая основа того времени, без деления на труд и капитал, не позволяли что-либо радикально изменить во взаимоотношениях государства, администрации и профсоюзных организаций.

Профессиональный союз работников народного образования продолжал претерпевать изменения как в структурном отношении, так и в своем наименовании.

В соответствии с решением ВЦСПС от 17 ноября 1948 г. произошло объединение Профсоюза работников начальных и средних школ РСФСР с профсоюзом работников дошкольных учреждений и детских домов. Параллельно с ними продолжал действовать областной комитет Союза работников высшей школы и научных учреждений.

В архивных документах имеются сведения о председателях, возглавлявших областную организацию Профсоюза в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период:

  • с января 1940 г. по апрель 1942 г. – Лев Ефимович Никулин, председатель Иркутского областного комитета Союза;
  • с мая 1942 г. по декабрь 1943 г. – Татьяна Денисовна Белотелова, председатель Иркутского областного комитета Союза работников начальной и средней школы;
  • с ноября 1943 г. по 1947 г. – Н. Давыденко, председатель Иркутского областного комитета Союза работников дошкольных учреждений и детских домов;
  •  с января 1944 г. – Ольга Гавриловна Пелымская, председатель Иркутского областного комитета Союза работников начальной и средней школы;
  • с 1947 г. по 1948 г. – О. Гуничева, председатель Иркутского областного комитета Союза работников дошкольных учреждений и детских домов;
  • с октября 1949 г. – В. Подгорбунский, председатель Иркутского областного комитета Союза работников высшей школы и научных учреждений;
  • с ноября 1950 г. – Ионушас, председатель Иркутского областного комитета Союза работников начальной и средней школы.

В апреле 1954 г. Профсоюз работников высшей школы и научных учреждений РСФСР объединился с Профсоюзом работников искусств и работников политико-просветительских учреждений в единый Профсоюз работников культуры. Однако, уже в ноябре 1955 г. вновь возник самостоятельный Профсоюз работников высшей школы и научных учреждений.

14 января 1956 г. в Иркутске прошла первая конференция Союза работников высшей школы и научных учреждений. Председателем областного комитета Союза на конференции избирается Вадим Петрович Калашников. Областной комитет профсоюза объединял 54 местных комитета.

В августе 1957 г. в соответствии с постановлением ВЦСПС произошло очередное объединение с созданием Профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений СССР. Председателем Иркутского областного комитета Профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений избрана А.М. Кочеткова, проработавшая в должности председателя до 1967 года.

В мае 1967 г. на пленуме Иркутского областного комитета Профсоюза председателем областной организации Профсоюза избирается Василий Романович Домнин, который возглавлял организацию до 1972 года.

По состоянию на конец 1971 г. Иркутская областная организация Профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений объединяла 34 районных и городских организации, 1267 местных комитетов Профсоюза и 16 профкомов. Областная организация насчитывала в своих рядах 80200 человек или 98,1% от общего числа работников и студентов, из которых 27215 человек были студентами вузов и учащимися средних специальных учебных заведений.

Активными деятелями профсоюзного движения в эти годы были известные педагоги Иркутской области: Лев Григорьевич Пынько (член производственно-массовой комиссии по школам и детским учреждениям), Лев Петрович Меньшиков (председатель жилищно-бытовой комиссии), Анатолий Михайлович Куницын (член жилищно-бытовой комиссии), Григорий Кириллович Кривенок (член комиссии по охране труда), Петр Хондонович Балсуханов (председатель Усть-Ордынского Бурятского окружного комитета Профсоюза) и др.

Дальнейшая деятельность Иркутской областной организации Профсоюза связана с именами Серафимы Ефимовны Гришиной, возглавлявшей Иркутскую областную организацию Профсоюза с июня 1972 г. по декабрь 1979 г., и Анной Михайловной Кондрашовой – с декабря 1979 г. по ноябрь 1992 г.

Характерной чертой деятельности профессиональных союзов СССР в семидесятые годы была работа, которая осуществлялась «в свете» решений партийных съездов и пленумов.

Вместе с тем, за идеологическими вывесками скрывалась кропотливая и объемная работа, которая выполнялась коллективами и профсоюзными организациями с единственной целью – сделать все возможное для нормального функционирования образовательных учреждений, организации труда и решения многих социально-бытовых проблем работников отрасли. 

В восьмидесятые годы деятельность Иркутской областной организации Профсоюза была связана с именами председателей профсоюзных организаций: К.К. Атутова (Аларский р-он), В.И. Феодориди (г.Ангарск), Л.И. Зудова (Бодайбинский р-он), В.И. Соколова (Братский р-он), О.Ф. Вахромеева (Боханский р-он), А.М. Тишко (Иркутский р-он), Е.К. Чернова (Куйтунский р-он), Т.Я. Фицева (Нижнеилимский р-он), Б.А. Барановский (Тайшетский р-он), Л.П. Вострякова (Тулунский р-он), С.В. Матхеева (Эхирит-Булагатский р-он), В.С. Карпов (г. Шелехов), С.Б. Танганов (Усть-Ордынский Бурятский национальный округ), А.М. Белоусов (Иркутский государственный педагогический институт), С.А. Джабаев (Иркутский политехнический институт), В.М. Никитенко (Иркутский государственный университет), О.О. Элли (Иркутский институт народного хозяйства), Ю.Н. Буров (Киренское педагогическое училище), Ю.И. Лебедев и Ю.Я. Крестьянников (Восточно-Сибирский филиал СО АН СССР) и многими другими именами.

Активно сотрудничали с Иркутским областным комитетом Профсоюза руководители органов учреждений образования: П.Г. Юшманов, Д.В. Шестаков, Л.А. Выговский (Главное управление народного образования), А.А. Иноземцев, А.А. Слободчиков (Братский гороно), О.Е. Павлюченко (Нижнеудинский районо), В.М. Просвирнин (Нижнеилимский районо), Ю.А. Антомонов (Шелеховский гороно), Н.А. Логачев (президиум ВСФ СО АН СССР), С.Б. Леонов (Иркутский политехнический институт), М.Д. Каминер (Иркутское педагогическое училище № 1), В.М. Степанов (Карлукская средняя школа Иркутского района) и др.

В течение ряда лет членом областного комитета Профсоюза была учитель Калтукской средней школы Братского района, Герой Социалистического труда Александра Алексеевна Черемисина.

Многие из них были членами областного комитета Профсоюза и Президиума, внесли заметный вклад в деятельность Иркутской областной организации Профсоюза.

В деятельности Иркутской областной организации Профсоюза перелом наступил в девяностые годы XX в., когда с распадом СССР, коренными политическими и социально-экономическими преобразованиями в обществе началось радикальное обновление профессионального движения России.

Председатель В.Г. Федосеева