С распадом СССР, крупными политическими и социально-экономическими преобразованиями в обществе началось радикальное обновление профсоюзов России, формирование самостоятельных отраслевых и региональных профцентров.

Сама жизнь сделала неотложными ликвидацию многолетних наслоений командно-административной системы, решительный поворот профсоюзов к интересам человека труда, устранение всего, что мешало профсоюзам реально защищать и представлять интересы работников – членов Профсоюза.

Переломным можно назвать решение Пленума ВЦСПС от 6 сентября 1989 г. об отказе от уставного пункта о руководящей роли КПСС в профессиональных союзах. Это решение меняло саму концепцию профсоюзного движения, открывая дорогу действительной независимости и самостоятельности профсоюзов.

Совершенно на новой основе, на состоявшемся 26-27 сентября 1990 года Всероссийском учредительном Съезде, было провозглашено создание Профессионального союза работников народного образования и науки РСФСР (в дальнейшем Российской Федерации), принят Устав Профсоюза, избраны его руководящие органы. Первым председателем Профсоюза был избран Владимир Михайлович Яковлев.

В соответствии с решениями 1-го учредительного Съезда Профсоюза с начала 1991 года областная организация получила наименование Иркутской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РСФСР (в дальнейшем Российской Федерации).

Это было время кардинального изменения общественно-политических и социально-экономических устоев, особенно в сфере трудовых отношений. Время резкого возврата к рыночной (считай – капиталистической) экономике с неизбежным развитием противоречий между работником и работодателем. Все это потребовало от нашего Профсоюза переосмысления опыта работы периода государственного социализма и выработки иных подходов к своей деятельности.

Отвечая на новые вызовы, Иркутской областной организации Профсоюза удалось перестроить свою работу в этих условиях.

Опираясь на вековые традиции российского профсоюзного движения, в начале 90-х годов XX века Профсоюз работников образования активно включился в борьбу за законные права и интересы членов профсоюза, принял Программу действий и Устав, закрепивший право на самостоятельность и независимость от внешнего влияния.

В 90-е годы прошлого столетия страну лихорадил системный кризис. Происходили попытки проведения экономических реформ в стиле «шоковой терапии»; рекордное падение производства; остановка предприятий и сокращение рабочих мест; рост безработицы; снижение социальных гарантий; безудержный рост цен; задержки выплаты и без того мизерной заработной платы; обвальное снижение жизненного уровня и обнищание населения.

В условиях перехода экономики государства к рыночным отношениям, связанными с ними кризисных явлений, не имея ни достаточного опыта работы в новых условиях, ни времени на раздумье, профессиональным работникам и активу буквально на ходу пришлось овладевать новой идеологией профсоюзной деятельности, решать сложные, часто неожиданные задачи по защите прав и интересов членов Профсоюза. Этот период деятельности отраслевого Профсоюза, областной профсоюзной организации можно обозначить одним ёмким понятием - «впервые». Впервые в качестве приоритетной задачи Профсоюза была провозглашена защита социально-экономических и трудовых прав и интересов членов организации. В силу сложившихся в стране и области социально- экономических условий профсоюзные организации начали овладевать практикой массовых коллективных выступлений: уличными митингами, пикетированием органов исполнительной и законодательной власти, многодневными забастовкам. Сегодня уже никого не удивляет судебное разрешение индивидуальных трудовых споров между работодателем и работником, осуществляемое при прямом участии профсоюзной инспекции труда. Впервые в образовательных учреждениях области появились коллективные договоры, в городах и районах, в области и стране в целом - отраслевые соглашения.

Начало нового 1991-1992 учебного года в системе народного образования России было отмечено небывалым прежде ростом общественно-политической активности работников отрасли. В эти годы политическая и экономическая ситуация в стране заметно отразились па положении наименее социально защищенных слоев населения, к которым по праву можно было отнести и работников образования. Непомерные рабочие нагрузки при низком уровне оплате труда и бесконтрольном росте цен на товары и услуги, неудовлетворительные условия труда, бытовая неустроенность, отсутствие надёжных гарантий по скорому разрешению наболевших социально-экономических проблем объективно подтолкнули учительские коллективы к активным коллективным действиям в защиту своих законных нрав и интересов.

Именно это время можно считать началом современного учительского забастовочного движения. В своём совместном постановлении от 9 октября 1991 года коллегия Главного управления народного образования Иркутской области (ГлавУИО) и президиум Иркутского областного комитета Профсоюза впервые принимают решение о поддержке законных и справедливых требований трудовых коллективов, поручают профсоюзным комитетам возглавить стачечное движение педагогов.

В феврале 1991 года по инициативе областного комитета Профсоюза на совместном заседании коллегии ГлавУНО и президиума обкома Профсоюза, впервые за последние десятилетия, было рассмотрено, утверждено и подписано областное двухстороннее Соглашение на 1991 год по решению социально-экономических проблем работников народного образования, усилению социальной защищённости трудящихся отрасли.

В соответствии с Соглашением были своевременно выделены бюджетные ассигнования на повышение заработной платы работникам образования: в среднем на 40%, а в сельской местности — на 25% дополнительно, согласно нового Закона РСФСР «О социальном развитии села». До введения новых условий оплаты труда постановлением главы администрации области заработная плата работникам образования была увеличена ещё на 50%.

В решениях Иркутского облисполкома были учтены предложения обкома Профсоюза работников образования по льготному налогообложению образовательных учреждений, выделению бюджетных средств на строительство жилья, на компенсацию расходов сельских учителей по приобретению ими методической литературы.

В областном комитете Профсоюза был создан Фонд социальной помощи членам Профсоюза в чрезвычайных обстоятельствах. Начат выпуск Информационного бюллетеня областного комитета Профсоюза, в котором оперативно публиковались нормативно-правовые документы, давались юридические консультации и информация по широкому кругу вопросов социальной защиты и профсоюзной работы.

Положительно решалась проблема, связанная с уровнем оплаты труда работников образования. Благодаря усилиям областного и территориальных комитетов Профсоюза, распоряжением главы администрации области в октябре 1991 года была введена областная надбавка в размере 50% заработной платы работников бюджетных отраслей. До момента введения в действие Единой тарифной сетки (ETC) постановлением Малого Совета областного Совета народных депутатов в мае 1992 года была установлена дополнительная надбавка в размере 20% заработной платы. Областные надбавки к заработной плате работников бюджетной сферы действовали до апреля 1999 года.

Последние годы 20-го столетия в жизни Иркутской областной организации Профсоюза можно охарактеризовать как один из наиболее сложных, насыщенных заметными событиями. Основные направления деятельности отраслевого Профсоюза, его областной организации в эти годы определялись социально-экономической ситуацией, сложившейся в системе образования, проблемами, которые в наибольшей степени волновали каждого члена Профсоюза.

Самой главной, весьма болезненной проблемой для системы образования страны и области в эти годы оставалась проблема финансирования. К 1995 году падение производства охватило практически все отрасли экономики области. Взаимные платежи предприятий сверх всякой меры заменялись взаимозачётами. Взамен «живой» денежной массы в ход пускались денежные «суррогаты». Поступления в бюджет были минимальные. Возникла хроническая, длительная задолженность по заработной плате, которая, в свою очередь, стала причиной резкого обострения социальной напряжённости в трудовых коллективах, массовых акций протеста педагогов.

С проблемой задолженности отраслевой Профсоюз боролся самыми различными путями и на всех уровнях. Непрерывно велись переговоры по данной проблеме как с Правительством России, так и с администрацией Иркутской области и её территорий. В целом ряде случаев, когда переговоры заходили в тупик, Профсоюз был вынужден прибегать к организации коллективных акций протеста, активное участие в которых принимала и Иркутская областная организация Профсоюза. Только во Всероссийской акции протеста, в январе 1999 года, приняли участие 800 тыс. учителей, преподавателей вузов и студентов, среди которых было немало представителей Иркутской области.

Использовался и иной путь решения проблемы - массовое обращение работников в суды по поводу несвоевременной выплаты заработной платы, методическое и консультационное руководство которым также осуществляли профсоюзные организации. Только в течение 1998-99 годов в комиссии по трудовым спорам и суды обратилось свыше 6 тысяч работников образования Иркутской области. В досудебном и судебном порядке взыскано около 12 млн. рублей задержанной заработной платы.

На протяжении всех лет Иркутская областная организация Профсоюза имела своего представителя в областной трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, работа в которой позволяла привлечь внимание к наиболее актуальным проблемам не только образовательной, но и всей бюджетной сферы.

По инициативе Иркутского областного комитета Профсоюза социально-экономические проблемы образования постоянно обсуждались на заседаниях профильного комитета, депутатских слушаниях и сессиях Законодательного Собрания Иркутской области. Постоянным было представительство Профсоюза на заседаниях коллегии Министерства образования области, Совета ректоров высших профессиональных учебных заведений Иркутской области.

Каждодневная, кропотливая и внешне не заметная работа в органах власти и управления, при широкой поддержке членов Профсоюза, позволили сдержать многие негативные тенденции при формировании расходной части областного и территориальных бюджетов, включать статьи «заработная плата», «стипендии» и «питание учащихся» в число защищенных статей бюджетов, сдерживать иные нежелательные для образовательных учреждений и работников процессы.

На этапе становления Профсоюза было определено в качестве важнейшего направления деятельности – взаимодействие с парламентом, с законодательной властью в территориях. Именно через участие в законотворческой деятельности представилась возможность предпринять наиболее действенные шаги по защите прав и интересов работающих, новой системы образования. Тем более, когда активно и широко начался процесс разработки новой законодательной базы нового государства. Опыт взаимодействия с Верховным Советом РФ подтвердил правильность выбранного пути. Это был период, когда руководители органов Профсоюза всех уровней регулярно встречались с депутатами, с органами исполнительной власти, участвуя в заседаниях различных комитетов, парламентских слушаниях, имели возможность активно влиять на готовящиеся законодательные акты в интересах работников образования. Это направление деятельности Иркутской областной организации Общероссийского Профсоюза образования остается приоритетным до настоящего времени.

Вторым, не менее важным направлением деятельности Иркутской областной организации Профсоюза, была определена деятельность по заключению коллективных договоров и соглашений. Профсоюз вступил на путь развития социального партнерства, понимая, что через переговорный процесс, через соглашения и коллективные договоры возможно регулировать весь круг проблем взаимоотношений наемного работника и работодателя. Это позволило перейти от конфликтной формы разрешения возникающих разногласий к цивилизованной, партнерской, путем консультаций и переговоров, работе. В начале 90-х этот путь социальных отношений еще не был окончательно оформлен, шел мучительный процесс его становления. Не было достаточной правовой базы, четких регламентаций и процедур. Вместе с тем, Центральный комитет, региональные организации, в том числе Иркутская областная организации Профсоюза, этот процесс начали. Стали заключать соглашения с Минобразованием и Госкомвузом. В 1991 году одним из первых в России в Иркутской области было заключено Соглашение между Главным управлением образования Иркутской области и Иркутским областным комитетом Профсоюза по решению социально-экономических проблем работников образования. В результате целенаправленной работы Иркутского областного комитета Профсоюза, в большинстве образовательных учреждений были приняты коллективные договоры.

В период 90-х годов объективно обозначилось такое направление деятельности, как оказание непосредственно правовой помощи членам Профсоюза. Это рассмотрение письменных и устных обращений членов Профсоюза, судебная защита, урегулирование возникших разногласий между работником и работодателем, а также разъяснение законодательства. Был момент развала такого института, как охрана труда. Восстановление его осуществилось, прежде всего, силами Профсоюза.

В условиях перехода к рыночной экономике в затруднительном положении оказались, прежде всего, работники бюджетных отраслей, для которых заработная плата являлась единственным источником дохода и материального благосостояния. И здесь Профсоюз существенное место уделил решению задач по созданию эффективной адресной социальной защиты членов Профсоюза. В 1992 году Иркутский областной комитет Профсоюза создал Фонд социальной защиты. Работникам оказывалась помощь в чрезвычайных ситуациях, в случае участия в забастовке, болезни и т.д. Материальная помощь оказывалась как территориальными, так и первичными организациями Профсоюза.

В 1992 году, придавая важное значение созданию условий для роста профессионализма учителей, воспитателей, Иркутская областная организация Профсоюза вошла в состав учредителей областного конкурса «Учитель года», «Воспитатель года».

90-е годы – время становления нового Профсоюза. Работники образования, руководящие органы профсоюзных организаций всех уровней вместе пережили массовые нарушения сроков выплаты заработной платы, бартер, забастовки и голодовки. Благодаря совместным усилиям система образования выжила. К началу 21 столетия удалось решить вопрос своевременной выплаты заработной платы. Начиная с 2005 года, финансирование заработной платы работников общеобразовательных учреждений стало осуществляться за счет средств областного бюджета. Пик напряженности был снят.

В течение 2000-2010 г.г., деятельность Иркутской областной организации Профсоюза была неразрывно связана с политическими, экономическими и социальными событиями, происходившими в этот период в стране и в Иркутской области. Это: выборы нового Президента Российской Федерации, нового состава Государственной Думы, объединение Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, формирование нового депутатского корпуса Законодательного Собрания Иркутской области. В период 2005-2009 г.г. в Иркутской области трижды прошла смена губернатора, что отразилось на социально-экономической ситуации области. С 1 января 2005 г. стал реализовываться 122-ой Федеральный закон, повлекший глобальные изменения в трудовом законодательстве.

Этот период стал периодом развития процессов дальнейшей модернизации российского образования, реализации приоритетного Национального проекта в области образования (ПНПО).

Кроме того, во второй половине 2008 года работники образования ощутили негативные последствия мирового финансового кризиса, повлекшего за собой мероприятия по оптимизации и сокращению финансирования   образовательных учреждений.

В этой связи, главной особенностью работы Профсоюза в  этот период явилась необходимость поиска возможностей и способов эффективного выполнения уставных задач по защите прав и интересов работников, студентов– членов Профсоюза в новых обстоятельствах, в условиях перераспределения полномочий между исполнительной и законодательной властью, между федеральными, региональными и местными уровнями власти, интенсивных изменений, происходящих в законодательстве, в системе образования, а также в социальной сфере.

 Одновременно Профсоюз определял пути формирования еще одного важнейшего условия реализации поставленных целей, связанного с привлечением внимания всех уровней законодательной и исполнительной власти к социальной политике в отношении работников системы образования и студенчества.

Деятельность Иркутской областной организации Профсоюза по реализации уставных целей   и задач – по защите социально-трудовых прав и интересов членов Профсоюза, была направлена на взаимодействие с органами государственной власти, местного самоуправления, органами управления образованием и образовательных учреждений, на активную нормотворческую деятельность. Сложность этого периода была в том, что за последние пять лет вновь резко изменилось нормативное правовое поле, в котором все и органы государственной власти, и органы местного самоуправления, и Профсоюз привыкли работать.

В этот период Иркутская областная организация Профсоюза приняла активное участие в разработке более 36 законодательных, нормативных правовых актов, по которым в дальнейшем функционировала социальная сфера Иркутской области.

Для работников образования удалось сохранить ранее установленные доплаты и надбавки, социальные выплаты, межразрядные коэффициенты Единой тарифной сетки, установить зависимость повышения заработной платы работников учреждений Иркутской области в сроки, установленные Правительством Российской Федерации для работников федеральных государственных учреждений. Закрепление данной нормы позволило, по инициативе Иркутской областной организации Профсоюза, провести индексацию заработной платы в Иркутской области с 1 сентября 2007 г.  В Законе удалось сохранить 25%-ое повышение ставок заработной платы за работу в сельской местности всем категориям работников образовательных учреждений, а не только специалистам. Только в результате активных действий Профсоюза удалось добиться индексации заработной платы с 1 февраля 2008 г. на 14%.

При организационной и методической помощи Иркутского областного комитета Профсоюза территориальные организации Профсоюза проводили работу по формированию муниципальной нормативной правовой базы для реализации Федерального закона № 122-ФЗ в части социально-трудовых прав и интересов работников.

В результате этой работы, усилиями всех профсоюзных органов, удалось сохранить для работников образования Иркутской области тот объем льгот и гарантий, который был предусмотрен действовавшим до 1 января 2005 г. законодательством.

В течение 20 лет работы (1990-2010 г.г.), Профсоюз отстаивал право педагогических работников на досрочное назначение трудовой пенсии и на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением.

Правительство Российской Федерации неоднократно, начиная с 1998 года, предпринимало попытки отказаться от льготного пенсионного обеспечения педагогов или ограничить право на него. Проект федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», вступивший в силу с 1 января 2002 г.,   в первоначальном виде не предполагал сохранения льготной пенсии. Профсоюз всегда умел вовремя отреагировать на эти намерения власти.  В 1998 году, 2001 году в результате направления писем и телеграмм в адрес Правительства, переговоров Центрального Совета Общероссийского Профсоюза образования с Правительством эта льгота для педагогов была сохранена.

Благодаря проявленной настойчивой позиции Общероссийского Профсоюза образования в нашей стране институт досрочной пенсии для педагогических работников сохраняется.

Целенаправленная деятельность Профсоюза, всех его структур позволила сохранить для сельских педагогов льготы по оплате жилья и коммунальных услуг.

В течение 2000-2010 г.г. трижды изменялся порядок аттестации педагогических работников. При участии Профсоюза удалось избежать множества моментов, которые могли негативно сказаться на интересах работников, привести к значительным моральным издержкам.

Обеспечение достойной заработной платы, своевременной и полной ее выплаты, всегда занимали центральное место в работе профсоюзных организаций.

Установление в 2006 г. денежного вознаграждения за выполнение функций классного руководителя - этому предшествовал второй этап коллективных действий Профсоюза в сентябре-октябре 2005 г. В итоге были введены доплаты за классное руководство из средств федерального бюджета.

В последующем, Профсоюз встал на защиту классных руководителей учебных заведений всех типов и видов. В адрес Президента и Правительства РФ Профсоюз организовал направление тысяч телеграмм с требованием выплачивать денежное вознаграждение классным руководителям образовательных учреждений всех типов и видов. Профсоюзные организации Иркутской области также приняли в этом активное участие.

На протяжении всей деятельности  Иркутская областная организация Профсоюза работников образования ставила перед собой задачу – адекватно реагировать на внешние изменения по отношению к образовательной среде со стороны органов власти и других субъектов образовательного процесса, вызывающие неблагоприятные для интересов работников образования воздействия; разрабатывать и реализовывать меры по защите жизненно важных интересов работников образования в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, повышения квалификации и переподготовки, сохранения действующих социальных льгот, а также в области стипендиального обеспечения обучающихся.

Руководство деятельностью Иркутской областной организации Профсоюза осуществляли с 1979 г. до октября 1992 г. Кондрашова Анна Михайловна. С октября 1992 г. по июнь 2011 г. председателем Иркутской областной организации Профсоюза избирался Юрий Александрович Бакштановский.

Для многих профсоюзных работников и активистов работа в Профсоюзе в те годы была не на словах, а на деле, хорошей «школой хозяйствования», заметной вехой в трудовой деятельности. Перед ними стояла одна цель – сохранить и продолжать развивать систему образования, минимизировать риски для педагогических работников, укреплять авторитет Профсоюза.

Многие из них, завершив работу в Профсоюзе, возглавляли учреждения и органы образования, занимали руководящие должности как, например: Зинаида Васильевна Гусева (Куйтунский район), Зинаида Сазоновна Рудых (Жигаловский район), Татьяна Семеновна Прокопченко (Ольхонский район), Наталья Степановна Скумс (Слюдянский район), Ида Аркадьевна Сластных (Усть-Удинский район), Александр Ильич Смирнов (Иркутский государственный университет), Геннадий Владимирович Хомкалов и Владимир Анатольевич Елькин (Байкальский государственный университет) Глебец Владимир Ильич, Косинский Олег Леонидовичи (Иркутский государственный университет) и др.

Занимали в разное время ответственные посты в исполнительных и законодательных органах власти, например: Лидия Леонидовна Анучина (администрация Усть-Илимского района), Галина Георгиевна Баштовая (председатель думы Бодайбинского района), Татьяна Иннокентьевна Виноградова (председатель думы Куйтунского района).

Большой вклад в развитие и укрепление Иркутской областной организации Профсоюза внесли: Голикова Антонина Александровна (г.Братск), Карпович Эльвира Петровна (Братский район), Шарабурина Ольга Павловна (г.Иркутск), Сафонова Римма Акимовна (Киренский район), Сахно Валентина Ивановна (г.Усть-Илимск), Алешина Любовь Алексеевна (г.Усолье-Сибирское), Рябоконь Галина Дмитриевна (Усольский район), Селезнева Галина Владимировна (Нижнеилимский район), Ивахова Нэля Михайловна (г.Нижнеудинск), Абраменко Татьяна Дмитриевна (Нижнеудинский район), Паргачев Александр Юрьевич, Прокопьев Александр Иванович (Тайшетский район), Рогачева Людмила Александровна (г.Тулун), Габец Зоя Григорьевна (Тулунский район), Зубко Светлана Ивановна (Чунский район), Москвитина Галина Ивановна (Усть-Кутский район), Гусева Вера Степановна (Ленинский округ г. Иркутска), Сокольникова Надежда Дмитриевна (Качугский район), Андреева Любовь Алексеевна (г. Черемхово), Коган Галина Прокопьевна (Шелеховский район), Равинская Оксана Анатольевна (Усть-Удинский район), Оширова Елена Николаевна (Нукутский район), Дмитриева Галина Дмитриевна (Осинский район), Куркова Эльвира Ефимовна (Заларинский район), Мантраков Лаврентий Борисович, Танганов Степан Ботоевич (Усть-Ордынский округ), Степанов Владимир Аполлонович (Эхирит-Булагатский район), Попова Любовь Ивановна (Бодайбинский район), Гусева Инесса Константиновна (Байкальский государственный университет), Бритых Лидия Петровна (Иркутский государственный университет), Тумина Татьяна Константиновна (Иркутский региональный колледж педагогического образования) и др.

Избранные в период 1990-2010 г.г. на должность председателей территориальных организаций Профсоюза, они до настоящего времени продолжают занимать активную  позицию в защите законных прав и интересов работников образования Иркутской области: Иванова Нина Анатольевна (Иркутский район), Ливанова Ольга Васильевна (г.Саянск), Селюгина Ольга Семеновна (г.Ангарск), Ивахова Нэля Михайловна (г.Нижнеудинск), Серикова Людмила Ивановна (Черемховский район), Петрова Маргарита Георгиевна (г.Иркутск), Савинская Наталья Васильевна (Казачинско-Ленский район), Зименкова Любовь Степановна (г.Зима), Бельченко Надежда Сергеевна (Усть-Кутский район), Волокитина Ольга Игнатьевна (г.Черемхово), Свинцова Любовь Николаевна (Нижнеилимский район), Инешина Марина Михайловна (Катангский район), Закарюкина Любовь Аркадьевна (Заларинский район), Павлова Татьяна Степановна (Боханский район), Родина Нина Николаевна (Шелеховский район), Шуткина Зоя Петровна (Усть-Илимский район), Долхонова Лидия Борисовна (Баяндаевский район).

Активная позиция, профессиональные подходы к работе, достигнутые реальные результаты в деятельности территориальных и Иркутской областной организации Общероссийского Профсоюза образования позволяют с оптимизмом смотреть в будущее, утверждать: «Главное в нашей работе еще впереди!».

Председатель В.Г. Федосеева

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить