(Учительская газета 9 ноября)
Галина Меркулова, председатель Общероссийского профсоюза образования:
Если рекомендации Парламентских слушаний, состоявшихся в Государственной Думе 8 ноября 2012 года, куда вошли требования Профсоюза, не войдут в текст законопроекта для второго чтения, будет проведена массовая профсоюзная акция в поддержку этих требований.
Профсоюз предлагает на законодательном уровне закрепить следующие принципиально значимые гарантии, связанные с финансовым обеспечением прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования, трудовых прав, социальных гарантий и мер социальной поддержки педагогических работников и обучающихся.
1. Законодательно закрепить финансовое обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, общего и дополнительного образования детей посредством выделения субвенций из региональных бюджетов местным бюджетам, использование которых носит целевой характер, а не «иных межбюджетных трансфертов», предусмотрев конкретные направления расходования этих средств (оплата труда работников общеобразовательных учреждений, расходы на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды) с целью безусловного обеспечения целевого использования указанных финансовых средств.
2. Предусмотреть учет мнения схода граждан, проживающих в соответствующем сельском поселении (на территории которых расположена муниципальная образовательная организация) при ликвидации и реорганизации муниципальных образовательных организаций, расположенных в сельской местности.
Законопроектом решение вопроса о реорганизации и ликвидации этих организаций передается исключительно представительному органу соответствующего городского округа или муниципального района взамен схода граждан, предусмотренного действующим законодательством. Таким образом, законопроект, на наш взгляд, умаляет право граждан, проживающих в соответствующем сельском поселении, на территории которого расположена муниципальная образовательная организация, на участие в решении вопросов, связанных с реализацией права детей на доступное качественное образование.
3. Закрепить общие гарантии финансового обеспечения оказания государственных услуг в сфере образования исходя из принципа установления заработной платы педагогических работников образовательных организаций всех типов не ниже уровня средней заработной платы работников, занятых в сфере экономики субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены образовательные организации.
Одновременно необходимо в статье 114 законопроекта «Обеспечение реализации положений настоящего Федерального закона» предусмотреть этапы достижения показателей средней заработной платы соответствующих категорий педагогических работников в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
4. Сохранить право педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, как это закреплено в статье 55 ныне действующего Закона РФ «Об образовании».
5. Предусмотреть право педагогических работников на повышение квалификации не реже одного раза в течение 3 лет.
Утверждение федеральных государственных образовательных стандартов, возрастающие требования к уровню квалификации и овладению педагогическими работниками новых компетенций, предполагаемое принятие профессиональных стандартов по должностям педагогических работников диктует необходимость повышения квалификации педагогическими работниками не реже одного раза в три года, а не одного раза в пять лет как это предусмотрено законопроектом и действующим законодательством.
6. Законодательно определить минимальный размер государственной стипендии (академической) как государственной минимальной гарантии, которая подлежит периодической индексации, предусмотреть использование указанного минимального размера в качестве основы для расчета объема денежных средств, выделяемых организациям, осуществляющим образовательную деятельность, для формирования стипендиального фонда.
7. Установить законодательные ограничения размеров платы за проживание в общежитии (наём жилого помещения), а также за коммунальные услуги для студентов, в объеме не более 5 % от государственной стипендии обучающихся.
Предлагаемая в законопроекте норма предусматривает только ограничение размера платы за проживание в общежитии (найм), в то же время Жилищным кодексом Российской Федерации указанное понятие не включает в себя коммунальные услуги, в связи с чем даже полного размера государственной стипендии обучающихся может быть недостаточно для оплаты расходов за проживание в общежитии и пользование коммунальными услугами.
Внимание! Таблицу замечаний и предложений Профсоюза к проекту федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» смотрите, пожалуйста, здесь http://www.ug.ru/article/504
Видеообращение http://www.ug.ru/video/37