Уважаемые коллеги! Наступает пора государственной итоговой аттестации, в проведении которой участвуют, в том числе работники образовательных организаций  в качестве руководителей, организаторов пунктов проведения экзаменов, членов предметных комиссий, технических специалистов, специалистов по проведению инструктажа и обеспечению лабораторных работ, ассистентов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся детей-инвалидов, а также тех, кто обучался по состоянию здоровья на дому.

В  этой связи актуален  вопрос о режиме рабочего времени, оплате труда привлекаемых работников.

Полностью документ с примерами расчетов доступен по ссылке.

Начнем с того, что Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» гарантирует педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении единого государственного экзамена в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения единого государственного экзамена,  предоставление гарантий и компенсаций, установленных трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, выплату компенсации за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена. Размер и порядок выплаты указанной компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение единого государственного экзамена.

Приказом Министерства образования Иркутской области от 16 сентября 2013 г. № 81-МПР  утвержден Порядок выплаты компенсации педагогическим работникам образовательных организаций, расположенных на территории Иркутской области, участвующим в проведении единого государственного экзамена в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения единого государственного экзамена, а также лицам, привлекаемым к подготовке и проведению государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования или среднего общего образования, в том числе в форме единого государственного экзамена (далее – Порядок).

Согласно п. 2 Порядка, выплата компенсации осуществляется следующим категориям работников:

  • председателям, заместителям председателей, экспертам предметных комиссий Иркутской области;
  • сотрудникам регионального центра обработки информации.

В отношении  других категорий работников, привлекаемых для работы в ППЭ вопрос с выплатой денежной компенсации не решен.

Вместе с тем, по своей правовой природе привлечение к ГИА  рассматривается как привлечение к исполнению государственных обязанностей, поскольку:

  • в соответствии с действующим порядком проведения государственной итоговой аттестации   отбор и подготовка специалистов, привлекаемых к проведению ГИА, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования (министерство образования), из числа работников органов управления образованием, образовательных организаций;
  • министерство образования утверждает места расположения пунктов проведения экзаменов, назначает руководителей и организаторов ППЭ.
  • не допускается привлекать в качестве руководителей, организаторов ППЭ, ассистентов и технических специалистов педагогических работников, являющихся учителями обучающихся, сдающих экзамен в данном ППЭ, за исключением ППЭ, организованных в труднодоступных и отдаленных местностях. Руководители и организаторы направляются в место расположения ППЭ.

Таким образом, по большому счету,  привлечение к ГИА не рассматривается как выполнение задания в интересах работодателя (образовательного учреждения) с которым работник состоит в трудовых отношениях.

В п.5 Порядка сказано о том, что работникам, участвующим в проведении единого государственного экзамена в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения единого государственного экзамена, предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными нормативными актами,  содержащими нормы права.

Согласно ст.170 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан освобождать работников для выполнения, в т.ч., государственных обязанностей, сохранять за ними рабочее место (должность).

В связи с чем прямой обязанности работодателя производить оплату за выполнение работ, связанных с ГИА, с оплатой стоимости проезда, нет.  Исходя из ч.2 ст.170 Трудового кодекса РФ  привлекаемым работникам должна выплачиваться компенсация из средств областного бюджета, а не из средств, выделяемых образовательным учреждениям  на реализацию образовательной деятельности по нормативам, исходя из количества обучающихся по уровням образования.

Таким образом, на уровне органов исполнительной власти области (Правительства, министерства образования) требуется определить размер денежной компенсации работникам, привлекаемым к проведению ГИА, не включенных в перечень категорий работников, которым согласно Порядку выплачивается компенсация.

Вместе с тем, несмотря на отсутствие соответствующего решения,  в отношении работников, привлекаемых к работе в ППЭ, должны соблюдаться требования Федерального  закона «Об образовании в Российской Федерации» и Трудового кодекса Российской Федерации:   затраченный труд в работе ППЭ должен быть компенсирован.

Как уже было сказано выше, педагогические работники участвуют в  государственной итоговой аттестации  по решению уполномоченных органов исполнительной власти.

Однако,  в Порядке  проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 25.12.2013 г. № 1394) и  в Порядке проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от  26.12.2013 г. № 1400),  установлена обязанность органов управления   образованием, образовательных организаций направлять своих работников для работы в качестве руководителей и организаторов ППЭ, членов ГЭК, предметных комиссий, конфликтной комиссии, технических специалистов и ассистентов для лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся детей-инвалидов.

Направляя своих работников как органы управления образованием, так и руководители образовательных организаций должны учесть следующее.

1)              Поскольку  работа в  проведении государственной итоговой аттестации не входит в должностные обязанности работников, а  принудительный труд запрещен (ст.4 Трудового кодекса Российской Федерации), направление работников, отбор специалистов  возможен только с добровольного согласия самого работника.

При этом работник должен быть заранее  ознакомлен с условиями режима работы, оплаты труда. Эти вопросы как органы управления образованием, так и  руководители образовательных организаций должны решить, определить заранее.

2)                   Работники участвуют в рабочее время с освобождением от основной работы во время проведения экзамена. Из этого следует, что работодатели (органы управления образованием и образовательные организации)  обязаны:

-  соблюдать правила предоставления  ежегодных оплачиваемых отпусков. Этот момент важен, поскольку  большая часть экзаменов проходит в летний каникулярный период, в который учебные занятия не проводятся,  и который является периодом отпусков.  Так, при составлении графика отпусков должна учитываться занятость работников в пунктах проведения экзаменов.Утвержденный график отпусков обязателен как для  работодателя, так и для работника (ст.123 Трудового кодекса Российской Федерации), в связи с чем перенесение отпуска, отзыв из уже предоставленного отпуска, возможно только  с согласия работника (ст.ст.124, 125 Трудового кодекса Российской Федерации) и без какого-либо то принуждения, т.е., выполнения работы под угрозой наказания;

-   обеспечить учет рабочего времени,  компенсировать работу, выполненную сверх установленной продолжительности рабочего времени.

Как известно, образовательный процесс завершается 31 мая. Каникулярный период начинается с 1 июня. Согласно п.п.4.1., 4.2. Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утв. Приказом  Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. № 69, периоды каникул, в т.ч., летних, установленных для обучающихся и не совпадающие с ежегодными оплачиваемыми основными и дополнительными отпусками работников, являются для них рабочим временем.

Режим рабочего времени педагогических работников в каникулярный период  определяется исходя из  установленного объема учебной нагрузки.  Таким образом, для участия в экзаменах до 1 июня должно быть освобождение педагогических работников от учебных занятий, при этом работодатель должен обеспечить замену с соответствующей оплатой замещающему работнику.

Таким  образом,  при направлении  работников в ППЭ  работодатель обязан обеспечить учет рабочего времени затрачиваемого работником для участия в качестве  руководителей, организаторов ППЭ, решить вопрос с компенсацией времени, затраченного на участие в ППЭ сверх установленной нормы рабочего времени.  Необходимо учитывать время, затрачиваемое работником на подготовку к проведению экзамена,  продолжительность самого экзамена, а также  время, необходимое на сдачу экзаменационных материалов по завершению экзамена.

Так,  согласно  Методических   рекомендаций по подготовке и проведению единого государственного экзамена в пунктах проведения экзаменов в 2016 году (приложение 1 к письму Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 25 декабря 2015 г. N 01-311/10-01), не позднее 07.50 организатор  в аудитории должен присутствовать в ППЭ, организатор вне аудитории в 8.00. Продолжительность экзаменов установлена в Единых расписаниях по продолжительности экзаменов, утвержденных приказами Министерства образования и науки РФ.

Поскольку время на завершение  не определено,  исходя из требований составляет не менее 1 часа.

Компенсация возможна:

1)                 в виде  предоставления оплачиваемых дней отдыха в каникулярный период, как в наступивший летний период, т.е., в дни, свободные от проведения экзаменов, либо по договоренности, что должно обязательно отразиться в приказе, в другой каникулярный период в течение следующего учебного года;

2)                  посредством стимулирующих выплат:

- количество часов, занятых на экзаменах, сверх  часов  учебной нагрузки, которые оплачиваются в счет установленной заработной платы

-  часовая ставка, исчисленная из минимального размера ставки по должности учителя (без квалификационной категории) с применением районного коэффициента и процентной надбавки:  6578 х 60% районный коэффициент и процентная надбавка =10524,8 руб./ 72 часа (18 часов х 4 недели) = 146 руб. час.  

Например, учитель с учебной нагрузкой 24 часа  привлекался для  работы в качестве организатора ППЭ  - география. Время, затраченное на участие в качестве организатора ППЭ, составило 6 часов 10 минут, из них, 4 часа отработано по правилам  п.п. 4.1., 4.2. Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утв. Приказом  Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. № 60, т.е., в пределах установленной нагрузки за установленную заработную плату. Переработка составила 2 часа 10 минут. Размер стимулирующих выплат: 146 руб. х 2 час.10 мин. = 306 руб. 60 копеек.

Учитель с нагрузкой 18 часов:  при 6-дневной рабочей недели – 3 часа в день (норма).  Продолжительность работы в ППЭ в день сдачи экзамена по географии 6 часов 10 минут, из них, 3 часа отработано в счет  установленной заработной платы, сверх установленной нормы (переработка) – 3 часа 10 минут. Таким образом,  размер стимулирующих выплат составит: 146 руб. х 3 часа 10 минут = 452 руб.60 коп.

Уважаемые коллеги!

Надеемся на то, что пора государственной итоговой аттестации пройдет успешно. Все вопросы, связанные с привлечением работников к ее проведению, будут урегулированы.

 

С уважением, Председатель В.Г. Федосеева

Полностью документ с примерами расчетов доступен по ссылке.