Приказом от 11 мая 2016 г. № 536 «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (зарегистрировано в Минюсте России 1 июня 2016 г. N 42388) внесены изменения в регулирование рабочего времени и времени отдыха педагогических работников (вступают в силу с 14 июня 2016 г.)., не ущемляющие права педагогических работников, а способствующие наиболее полному их соблюдению руководителями образовательных организаций.

Приказ предусматривает способы регулирования части педагогической работы, не относящейся к преподавательской (учебной), которые в ранее действующем приказе Министерства образования и науки РФ от 27.03.2006 г. № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» не были выделены: самостоятельное регулирование работником; в порядке, устанавливаемом правилами внутреннего трудового распорядка; правилами внутреннего трудового распорядка; планами и графиками организации, утверждаемыми локальными нормативными актами организации в порядке, установленном трудовым законодательством; графиками, планами, расписаниями, утверждаемыми локальными нормативными актами организации, коллективным договором; трудовым договором (дополнительным соглашением к трудовому договору); локальными нормативными актами организации.

В дни недели (периоды времени, в течение которых функционирует организация), свободные для работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения занятий по расписанию, от выполнения непосредственно в организации иных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по занимаемой должности, а также выполнения дополнительных видов работ за дополнительную оплату, обязательное присутствие в организации не требуется. А руководителям образовательных организаций рекомендуется при составлении расписаний занятий, планов и графиков работ правилами внутреннего трудового распорядка и (или) коллективным договором предусматривать для указанных работников свободный день с целью использования его для дополнительного профессионального образования, самообразования, подготовки к занятиям.

В регулировании времени педагогического работника все большее значение приобретают:

  • коллективный договор, создание и подписание которого инициирует, в большинстве случаев, первичная профсоюзная организация,
  • правила внутреннего трудового распорядка, которые утверждаются работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии такого представительного органа),
  • трудовой договор с работником и (или) дополнительное соглашение к нему.

С Приказом Минобрнауки России можно познакомиться здесь