Каникулы   в образовательной организации  предусмотрены с целью, прежде всего, охраны здоровья обучающихся. Так,  согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации»  каникулы – это  плановые перерывы  при получения образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком (п.11 ч.1 ст.34). Каникулы включены в перечень мер по охране здоровья обучающихся (ст.41).

В п.10.3.  раздела Х «Гигиенические требования к режиму образовательной  деятельности» СанПиН к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189,  содержится рекомендация  предусматривать в годовом календарном учебном плане  равномерное распределение периодов  учебного времени и каникул для профилактики переутомления обучающихся.

Исходя из этого, единые сроки каникулярного периода действующим законодательством не установлены, их определяет образовательная организация самостоятельно.

На это также  прямо указывает п.17  Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказомМинистерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 (далее - Порядок): сроки начала и окончания каникул определяются образовательной организацией самостоятельно.

Расчет бюджета учебного и каникулярного  времени определяется следующим образом.

В соответствии с Порядком  учебный год в образовательных организациях начинается 1 сентября и заканчивается в соответствии с учебным планом соответствующей общеобразовательной программы.

Учебный год составляет 34 недели[i] без учета времени на итоговую аттестацию обучающихся) или 238 дней (с учетом выходных и праздничных дней),  и  должен, как это было сказано выше, иметь плановые перерывы для отдыха обучающихся и иных социальных целей – каникулы.

 Право определять чередование учебной деятельности (урочной и внеурочной) и плановых перерывов при получении образования (каникул) по календарным периодам принадлежит образовательной организации. Реализуется оно при составлении Календарного учебного графика, являющегося структурным компонентом основной образовательной программы, разрабатываемой и утверждаемой образовательной организацией самостоятельно на основе соответствующего уровню образования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

В современной образовательной практике установилась следующая продолжительность четвертей: 1-я четверть – 9 недель или 63 дня, 2-я – 7 недель или 49 дней, 3-я – 10 недель или 70 дней, 4-я – 8 недель или 56 дней. Итого 34 недели или 238 дней.

Между четвертями устанавливаются каникулы. Общая продолжительность каникулярного времени в календарном году составляет 18 недель (52 нед. – 34 нед.) или 126 и 1 день, т.е. 127 дней. Эти дни распределяются образовательной организацией самостоятельно на летние каникулы и каникулы между четвертями.

Например, образовательная организация определила, что учебный год закончится 31 мая, а летние каникулы будут продолжаться с 1 июня по 31 августа, т.е. 92 дня. В этом случае на каникулы между четвертями остается 35 дней (127-92=35 дней). Поскольку сроки начала и окончания каникул определяются образовательной организацией самостоятельно (Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»), организация имеет право определить продолжительность каникул между четвертями так, как ей необходимо и удобно, например, 9 + 16 + 10 дней или иным образом.

Если учебный год организация завершает 26 мая, то летние каникулы будут продолжаться с 27 мая по 31 августа или 97 дней. В таком случае на каникулы между четвертями останется 30 дней, и организация их может разделить по своему усмотрению, например, 7 + 16 + 7, 7 + 14 + 9 или 9 + 12 + 9 дней.  

Таким образом, чтобы определить продолжительность каникул между четвертями, необходимо:

  1. знать дату завершения учебного года или дату начала летних каникул, чтобы определить их продолжительность;
  2. из общего количества каникулярных дней вычесть дни летних каникул;
  3. оставшееся количество дней распределить между четвертями, руководствуясь установленными в организации порядком и правилами, а также реализуемыми в ней основными образовательными программами.   

Внимание: В соответствии с ч.10  ст.13 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, не вправе изменять учебный план и календарный учебный график организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Следовательно,  не вправе изменять сроки начала и окончания каникул, их продолжительности.

Режим работы работников образовательной организации в каникулярный период   определен  в разделе 1У Приложения к Приказу Министерства образования и науки       Российской Федерации от 11 мая 2016 г. № 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»:

4.1. Периоды каникулярного времени, установленные для обучающихся организации и не совпадающие для педагогических работников и иных работников с установленными им соответственно ежегодными основными удлинёнными и ежегодными дополнительными оплачиваемыми отпусками, ежегодными основными и ежегодными дополнительными оплачиваемыми отпусками (далее соответственно - каникулярное время и отпуск), являются для них рабочим временем с оплатой труда в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4.2. В каникулярное время, не совпадающее с отпуском педагогических работников, уточняется режим их рабочего времени. Педагогические работники в каникулярное время выполняют педагогическую (в том числе методическую и организационную) работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах нормируемой части их педагогической работы (установленного объёма учебной (тренировочной) нагрузки (педагогической работы), определённой им до начала каникулярного времени, а также времени, необходимого для выполнения работ, предусмотренных пунктом 2.3 настоящих Особенностей (при условии, что выполнение таких работ планируется в каникулярное время).

Режим рабочего времени учителей, осуществляющих обучение детей на дому в соответствии с медицинским заключением, в каникулярное время определяется с учётом количества часов указанного обучения таких детей, установленного им до начала каникул.

Каникулярное время, не совпадающее с отпуском педагогических работников, используется также для их дополнительного профессионального образования в установленном трудовым законодательством порядке.

4.3. Режим рабочего времени педагогических работников, принятых на работу в период летнего каникулярного времени обучающихся, определяется в пределах продолжительности рабочего времени или нормы часов педагогической работы в неделю, установленной за ставку заработной платы.

4.4. Преподаватели организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и программы профессионального обучения, которым установлен годовой объём учебной нагрузки, в каникулярное время, не совпадающее с их отпуском, привлекаются к методической работе, участию в конференциях, семинарах, мероприятиях по дополнительному профессиональному образованию, а также организации и проведению культурно-массовых мероприятий, работе предметных (цикловых) комиссий, комплектованию учебных кабинетов, лабораторий.

4.5. Режим рабочего времени руководителей образовательных организаций, должности которых поименованы в разделе II номенклатуры должностей, в каникулярное время, не совпадающее с их отпуском, определяется в пределах продолжительности рабочего времени, установленной по занимаемой должности.

Работники из числа учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала организаций в период, не совпадающий с их отпуском, привлекаются для выполнения организационных и хозяйственных работ, не требующих специальных знаний и квалификации, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4.6. Режим рабочего времени всех работников в каникулярное время регулируется локальными нормативными актами организации и графиками работ с указанием их характера и особенностей.

Внимание: В каникулярный период возможно предоставление оплачиваемых дней отдыха за работу в качестве организаторов пунктов проведения единого государственного экзамена, если за нее не производилась соответствующая оплата. а также в других случаях, установленных коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка.

 

__________________________

Количество учебных недель в году определяется исходя из Гигиенических требований к максимальному общему объему недельной образовательной нагрузки обучающихся (раздел Х СанПиН 2.4.2.2821-10) и требований ФГОС по уровням общего образования к количеству учебных занятий за период, отведенный на освоение основной образовательной программы. 

Например, в п. 19.3 ФГОС начального общего образования указано, что количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2904 часов и более 3345 часов. Минимальное количество учебных часов (2904 часа) определяется для 5-тидневной неделе, максимальное для 6-тидневной (3345 часов). В соответствии с СанПиНом 2.4.2.2821-10 максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка (в академических часах) для 5-тидневной недели не может превышать 21 часа в неделю для 1 класса и   23 часов для 2-4-х классов и не может быть меньше 20 часов в неделю для 1 класса и 22 часов для 2-4-х классов, а количество учебных недель в 1 классе на 1 меньше, чем в остальных.

Исходя из этих данных проведем расчет количества недель обучения в начальной школе. Проще всего это сделать с помощью уравнения, в котором неизвестно количество недель обучения в первом классе и обозначим его у: 20у + 22 х 3 (у + 1) = 2904 (22 х 3 – три года обучения по 22 часа в неделю, у + 1 – количество недель в эти годы на 1 больше, чем в первом классе). Решив уравнение, получим, что в 1 классе 33 учебные недели, следовательно, во 2-4-х – 34 недели.

 

С уважением,
Председатель В. Г. Федосеева