06 февраля 2017 г. на канале Общественного телевидения России  обсуждалась тема заработных плат педагогических работников в рамках реализации «майских» Указов Президента Российской Федерации.

Гостем программы  «Отражение» была Галина Ивановна Меркулова, Председатель Общероссийского Профсоюза образования (см. рубрика  «Галина Меркулова: Нельзя, чтобы оклад был меньше МРОТ. Но сегодня по закону это возможно»,  а также сайт Общероссийского Профсоюза образования «Вопросы заработной платы педагогов - главная тема телеэфира с Галиной Меркуловой»).

В эфире прозвучали вопросы также  из Иркутской области: заработная плата учителя 13500 рублей;в списке вакансий по Усольскому району педагог-психолог, указана зарплата – 7 774 рубля, уборщик помещений – 7 774 рубля, учитель-логопед – 7 894 рубля.

Областная организация Профсоюза посчитала целесообразным прокомментировать  данные вопросы, а также выразить мнение по поводу средней заработной платы.

1)  Начнем с информации  о размере  зарплат, указанных в списке вакансий по Усольскому району. Есть вероятность некорректного изложения информации непосредственно в самом списке вакансий. Возможно, указаны размеры окладов, ставок по таким должностям, как педагог-психолог и учитель-логопед, т.е., одна составляющая структуры заработной платы этих категорий работников, а  по вакансии уборщик служебных помещений указана  заработная плата, которая включает в себя размер ставки, компенсационные выплаты. Однако при этом нужно иметь ввиду, что если уборщик служебных помещений работает в муниципальной системе образования, то ниже 8 259 рублей (без вычета налога на доходы физических лиц в размере 13%) она быть не может. Это установленный Региональным соглашением размер минимальной заработной платы, который выше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда 7500 рублей.

В соответствии со ст.129 Трудового кодекса РФ, заработная плата состоит из  вознаграждения за труд в зависимости от квалификации, сложности труда (должностной оклад, ставка), а также  выплат компенсационного и стимулирующего характера.

Размеры ставок, окладов установлены по  профессиональным квалификационным уровням соответствующей профессиональной квалификационной группы, утвержденной соответствующим приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации.

В соответствии с профессиональной квалификационной группой  по должностям работников образования должность педагог-психолог отнесена к третьему профессиональному квалификационному уровню, размер ставки по которой  для областной государственной, подведомственной министерству образования области, муниципальной системе образования Иркутской области не может быть ниже  6198 рублей; должность учитель-логопед отнесена к четвертому профессиональному квалификационному уровню и размер ставки не может быть ниже  6578 рублей. К указанным выше ставкам применяются повышающие  коэффициенты за наличие квалификационной категории в размере 30% - 1 квалификационная категория; 50% - высшая квалификационная категория. Если у работника  соответствующая квалификационная категория отсутствует, то в этом случае повышающие  коэффициенты  в размере 30% и 50% от ставки, не применяются.

К числу гарантированных компенсационных выплат относятся :

- районный коэффициент и процентная надбавка:

Наименование муниципального образования

Районный коэффициент

Процентные надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в иных районах Иркутской области

Итого значение коэффициента

Муниципальное образование "Катангский район"

1,7

0,8

2,5

Муниципальное образование Иркутской области "Казачинско-Ленский район"

Муниципальное образование города Бодайбо и района

Муниципальное образование Киренский район

Муниципальное образование Мамско-Чуйского района

Усть-Кутское муниципальное образование

1,7

0,5

2,2

Муниципальное образование "Нижнеилимский район"

Муниципальное образование "Усть-Илимский район"

Муниципальное образование город Усть-Илимск

1,6

0,5

2,1

Муниципальное образование "Братский район"

Муниципальное образование города Братска

1,4

0,5

1,9

Муниципальное образование "Жигаловский район"

Муниципальное образование "Качугский район"

1,3

0,5

1,8

Иные муниципальные образования

1,3

0,3

1,6

 

Нужно иметь ввиду, что для работников, не имеющих  стажа работы, размер процентной надбавки «зарабатывается», т.е., в отличие от районного коэффициента, сразу к заработной плате не начисляется. Так, работники из числа молодых специалистов,  «нарабатывают» процентную надбавку в течение 1,5 лет, работники, не относящиеся к категории молодых специалистов – в течение пяти  лет.

за работу в сельской местности для работников,  работающих в образовательных учреждениях сельской местности, в размере 25%.

Положением об оплате труда конкретного образовательного учреждения может быть установлены дополнительные  компенсационные выплаты за работу, не входящую в круг основных обязанностей.

Стимулирующие выплаты выплачиваются по результатам оценки труда за расчетный период по  критериальным показателям, установленных в Положении об оплате труда. Размер зависит от количества баллов, его стоимости.

Таким образом,   размер заработной платы педагога-психолога, учителя-логопеда не может быть менее: (южные районы Иркутской области)

должность

Должностной оклад

Компенсационные выплаты

Стимулирующие выплаты

итого

ставка

Повышающий коэффициент за наличие КК

25% сельская местность

Районный коэффициент

1,3

(или 30%)

Процентная надбавка

0,3 (или 30%)

Педагог-психолог

6198

 -

-

1859,4

1859,4

 

9916,8

1549,5

2324,25

2324,25

 

12396

30%

1859,4

-

 

2417,2

 

2417,2

 

 

12891,8

50%

3099,0

-

2789,1

2789,1

 

14875,2

Учитель логопед

 

6578

-

-

1973,4

1973,4

 

10524,8

1644.5

2466,75

2466,75

 

13156,0

30%=1973.4

 

2565.4

2565.4

 

13682.2

50%=3289.0

 

2960,1

2960,1

 

15787,2

     

2) Средняя заработная плата

Требуется расставить акценты. По «майским» Указам Президента губернаторы должны обеспечить среднюю заработную плату в целом по региону.

Выплата заработной платы каждому педагогическому работнику в  размере средней заработной платы не гарантируется.

Средняя заработная плата складывается по образовательному учреждению, затем, по муниципалитету, и далее, по субъекту , т.е., по региону.

Например,  в общеобразовательном учреждении (в школе) общее число часов по учебному плану в неделю  составляет 1122 учебных часа.

Норма часов учителя по соответствующему приказу Минобрнауки РФ составляет 18 часов. Следовательно,  количество педагогических ставок согласно учебному плану должно быть 62, 3 ( 1122/18).

Однако указанный объем учебной нагрузки  фактически выполняет  меньшее количество учителей,  к примеру, 40  работников.  Таким образом, средний объем учебной нагрузки  составляет   28 часов (1122/40). Из 40 учителей на ставку может работать 10 человек, оставшиеся -  с увеличенной полуторной и более нагрузкой.  Отсюда  -  показатель средней заработной  платы по учреждению.

В другом учреждении ситуация с количественным составом учителей  может быть иной. С тем же недельным количеством учебных часов по учебному плану  количественный состав  учителей может быть меньше или больше.  Соответственно, средняя заработная плата может быть больше либо меньше.

Принцип  обеспечения средней заработной платы  сегодня один: она может быть более высокой за счет того, что  определенный в образовательном учреждении суммарный объем учебной нагрузки  выполняется меньшим количеством работников, т.е., за счет интенсификации труда.

Так, например,  размер средств, выделенных образовательному учреждению на оплату труда учителей,  составляет 1 млн. рублей  в месяц. Согласно количеству часов по учебному плану на норму 18 часов должно выполнять, 60 человек, а фактически – 40. Соответственно, в первом случае средняя заработная плата будет 1000000/ 62 = 16 129  рублей (по  норме -18 часов в неделю), во втором – 1000000/40 = 25 000( в среднем – 26-28 учебных часов, т.е., выше нормы). Так затем и определяется показатель средней заработной платы по региону.

Фактическое назначение  показателя средней заработной платы по  «майским» Указам –  это оценка деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, и определение объемов финансирования. Превысит регион показатель средней заработной платы – на поддержку из федерального бюджета рассчитывать не может; не достигнет показателя  – неудовлетворительная оценка по реализации указов. Вот и стараются на местах держать «баланс» -  показатель средней заработной платы по экономике в субъекте «разбивается» по муниципалитетам, т.е., для каждого муниципалитета определяется  та средняя заработная плата, которая в нем должна быть в целом достигнута как  показатель,  и которая затем, как «кирпичик»,  должна  выстроить среднюю по региону.

Если за счет  оплаты труда непосредственно за объем учебной нагрузки   школа, муниципалитет, выходит на среднюю, то в этом случае финансовые органы  ограничивают школу  в  расходовании средств на выплаты стимулирующего характера, поскольку они  повлияют на размер средней, выйдут за установленную линейку показателя средней заработной платы. От этого, органы местного самоуправления не выигрывают, наоборот, также  попадают в число претендентов на исключение из списка на оказание финансовой поддержки.

Действительно, в первые два года с момента издания указов, ситуация с оплатой труда у педагогических работников улучшилась. В течение последних трех лет, стала ухудшаться.

Выполнение средней не позволяет выйти на индексацию заработной платы, как того требует трудовое законодательство: средняя же выполняется; определить размеры выплат стимулирующего характера, их постоянство.

Фактическое начисление заработной платы в Иркутской области  определяется следующим образом:

Заработная плата:

Базовая часть заработной  платы

Стимулирующая часть

                    Должностной оклад

Компенсационные выплаты

Стимулирующие выплаты

Ставка (оклад) соответствующего квалификационного уровня

Повышающий коэффициент за наличие квалификационной категории

Персональный повышающий коэффициент

(ППК)

Дополнительный повышающий коэффициент

За работу, не входящую в круг основных обязанностей;

Вредные условия труда;

За работу в условиях, отклоняющихся от нормальных

За работу в особых климатических условиях

За сложность, напряженность и высокое качество работы

 

Устанавливается в размерах, установленных нормативным правовым актом  учредителя – министерства образования для  областных государственных образовательных организаций; органамиместного самоуправления  для работников муниципальных  образовательных организаций

30% - первая

50% - высшая

 

 

 

Условия, размер и порядок определяются образовательным учреждением самостоятельно локальным нормативным актом 

Прим. ППК вводился новой системой оплаты труда, в течение последних 5 лет практически не применяется

 

 

 

Размер, условия устанавливается в соответствии с нормативными правовыми актами учредителя

(молодым специалистам; за наличие ученой степени, звания)

 устанавливаются образовательным учреждением самостоятельно локальным нормативным актом в пределах  средств,  выделенных на оплату труда

 

Размер определяется количеством набранных баллов и стоимостью  1 балла

ЗП = ДО (оклад (ставка) + ППК кв.кат. + ППК + ДПК) + КВ + СВ

 

Заработная плата молодого учителя сельской местности

Заработная плата молодого учителя город

    Заработная плата учителя сельской местности без квалификационной категории

Заработная плата учителя без квалификационной категории город

 

Заработная плата учителя с высшей квалификационной категорией город

Заработная плата учителя высшей квалификационной категории  село

Выше приведены расчеты заработной платы  учителей по сложившимся  составляющим: ставка, компенсационные  и стимулирующие выплаты.

Вместе с тем, не нужно  забывать о том, что в образовательных учреждениях определенные категории педагогических работников  имеют иную, более низкую заработную плату, так как  они не выполняют учебную нагрузку, а ставка заработной платы  выплачивается за  36 часов: например, педагоги-психологи, социальные педагоги, мастера производственного обучения.  Кроме этого, у них нет таких дополнительных видов работ, за которые  выплачиваются компенсационные выплаты, как классное руководство, проверка тетрадей, и т.п., за счет которых заработная плата могла быть увеличена.

К этой же категории относятся воспитатели. Для повышения заработной платы воспитатели в преимущественном большинстве работают на 1,5 и более ставки. Так,   продолжительность рабочего дня за ставку для воспитателя в дошкольном учреждении по пятидневной рабочей неделе составляет 7 часов 12 минут ( т.е., практически 8-часовой рабочий день, установленный для работников, не  относящихся к категории педагогических).  В детском саду с 12-часовым пребыванием воспитатели работают на 1,67 ставки, т.е., полностью 12 часов в течение всей недели, что позволяет им увеличить заработную плату  в месяц на 6-7 тысяч рублей.

Размер заработной платы следующий

Базовая часть

Стимулирующая часть

итого

должность

ставка

Районный коэффициент

30%

Процентная надбавка

30%

Выплаты стимулирующего характера*

Социальный педагог

5945

1783,5

1783,5

500-1000

10012/

10512

Воспитатель,

Мастер производственного обучения

6198

1859,4

1859,4

500-1000

10416,8/

10516,8

* Размер стимулирующих выплат может меняться: вообще отсутствовать, быть  меньше или больше указанных в примере размеров (в зависимости от средств, выделенных образовательному учреждению на стимулирующие выплаты, от количества набранных баллов, размера одного балла..

 

Размер стимулирующих выплат в течение 2015-2016  годов для всех категорий работников   значительно уменьшился за счет значительного сокращения средств, выделяемых из  бюджетов, а также по причине расходования имеющихся на доплаты работникам из числа младшего обслуживающего персонала до минимального размера оплаты труда.

Выполнение работы  с детьми более чем на 1 ставку приводит к быстрому профессиональному выгоранию.

Таким образом,   проблема низкого размера  заработной платы как педагогических работников, так и работников из числа учебно-вспомогательного, обслуживающего персонала, сохраняется. Идеи  повышения качества образовательных услуг посредством введения «эффективного» контракта,  профессионального стандарта продолжают оставаться декларацией.

Председатель
В.Г.Федосеева