«Учительская газета» в № 29 от 18 июля опубликовала мнение известных в образовании людей и педагогов о внедрении национальной системы учительского роста (НСУР) в материале под названием «Система роста: настоящая или декларативная?». Какие ожидания связывают с внедрением НСУР эксперты?

Игорь РЕМОРЕНКО, ректор Московского городского педагогического университета:

- Национальная система учительского роста в том виде, в котором она сейчас обсуждается, изложена в профессиональном стандарте педагога.

В чем плюсы НСУР? Если должности учителя будут градуированы, скажем, на такие категории, как «ведущий учитель», «старший учитель», «учитель», у педагога будет стимул заниматься не только построением управленческой карьеры. Тогда будет стимул заниматься повышением квалификации, наращивать свой профессиональный опыт, потому что даже в коллективе позиция, допустим, ведущего учителя будет цениться выше, чем просто учителя. Правда, пока еще точные наименования этих градаций и требования по ним обсуждаются...

В чем здесь минус? НСУР заработает только тогда, когда мы договоримся, что к новому статусу должны прилагаться деньги. Например, у столичных медиков сегодня это реализовано таким образом: по итогам процедуры сертификации они получают статус «московский врач», что предполагает заметную прибавку к заработной плате.

Проблема в том, что в образовании средства на такие прибавки можно изыскать скорее всего только в стимулирующем фонде образовательной организации. Но если мы начнем изымать из него деньги на доплату за статусы, то на другие стимулирующие выплаты - за конкретные мероприятия, за достижения учеников, за новые методические разработки - ничего не останется. И в итоге пострадает общая система стимулирования.

Возможно, нам нужен какой-то документ, который продемонстрирует финансово-экономическое обоснование введения новых учительских статусов. Если этого не сделать, то новые градации станут простым переименованием действующих учительских категорий, и, по сути, ничего не изменится.

Павел СЕРГОМАНОВ, директор Центра развития лидерства в образовании Института образования НИУ ВШЭ:

- Идея национальной системы учительского роста проста - создать содержательную карьеру для учителя.

Проблема в том, что в работе постсоветского учителя связь между реальной квалификацией и вознаграждением стала размываться, а высокая квалификация часто неотличима от пустословия. Вот посмотрите: два человека - один пишет и другой пишет. Но один писатель, а второй графоман. Два фильма: один зрители смотрят, а на втором и десяти минут не могут высидеть. У нас ситуация с определением квалификации еще сложнее, потому что ребенок не книга и не фильм. И все же мы вынуждены себя спрашивать: вот эта пятерка (медаль, победа, проект), чей результат?

Многие думают, что можно оценить квалификацию учителя по результатам детей. Да, это так. Но ответ, на мой взгляд, неполный. Что делать в случае, когда с детьми (показавшими хороший результат) занимались репетиторы, учителя в начальной школе, родители? Как премию делить? Думаю, что здесь нужны не только результаты детей, к которым их «привел» тот или иной учитель.

Кроме того, одно дело - работать с детьми (даже со сложными), совсем другое - работать с учителями, разрабатывать сложнейшие образовательные программы и реализовывать их в кооперации с родителями и коллегами. Профессиональный стандарт, который лежит в основе национальной системы учительского роста, как раз и предлагает профессионалам определить границы уровней как по новым трудовым функциям (проектирование и координация), так и по совершенствованию основной трудовой функции - реализации программ обучения и воспитания.

Новые должности - это не всеобщие награды и звания. Завтра не должно быть сколько-то процентов старших или ведущих учителей! Это возможность школы привлечь по контракту крутых профессионалов с новыми обязанностями, за которые платят напрямую.

С моей точки зрения, «программными» для НСУР являются три документа: профессиональный стандарт педагога, изменения в номенклатуру должностей педагогических работников и порядок аттестации педагогических кадров. Все это нужно широко обсуждать. Важно, чтобы мы не «гнали лошадей», а вначале их хорошенько запрягли.

Что в целом может дать конкретной школе и учителю эта система? Решение проблем со сложными категориями детей. Быструю смену образовательных программ, учебных планов и расписания под образовательные потребности детей. Высокооплачиваемые должности. Объективную аттестацию. Мотивацию учителей. Кстати, Рособрнадзор, МГПУ, МГППУ разрабатывают версии единых федеральных оценочных материалов - ЕФОМ. Ведомство думает над возможной инфраструктурой оценки (где и как проводить новую аттестацию).

Сергей КОЧЕРЕЖКО, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России» - 2015:

- Я не могу знать, что даст НСУР в том формате, который предлагается, но предполагаю, что она должна дать. Во-первых, это создание условий для реального внедрения профстандарта. Во-вторых, отход от работы учителя на портфолио как абсолютизированное средство оценивания его профессионального уровня и роста. Конечно, введение тестирования а-ля ЕГЭ для учителей тоже не вариант. Оценка авторитетными представителями профессионального сообщества проведенных учителем учебных занятий мне представляется намного разумнее. В-третьих, превращение учительской профессии в более карьерную, с вертикальной и горизонтальной профессиональной мобильностью. Я имею в виду введение новых учительских должностей. В конечном итоге ставится цель повышения профессионального уровня педагогов и качества образования в целом. Удастся ли этого достичь, зависит в первую очередь от модели НСУР.

Ирина ЖИРНОВА, учитель МХК и рисования, Семеновский район, Нижегородская область:

- Мне очень хочется, чтобы система учительского роста каждому учителю дала возможность профессионального совершенствования и самореализации. И возможность построения карьеры для тех, кому это интересно. Хорошо, если будет это настоящая, работающая, а не декларативная система роста. С выбором индивидуальной траектории, с возможностью выбрать курсы и место обучения. Если это будет навязываться, то профанация неизбежна. Хорошо, если каждому учителю будут выделять деньги на обучение, а не школа будет проплачивать то, что навяжет начальство. Должны быть у учителя и личный интерес, и личная ответственность.

Источник: http://www.ug.ru/archive/70807