В ходе Всероссийского совещании руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования,  состоявшемся 5 июля 2017 г. в г.Сочи, Васильева О.Ю., Министр образования и науки РФ,  ответила на вопросы журналистов, в том числе, связанные с подготовкой учебников и их экспертизы.

В частности было сказано о поручении «..в очень короткий срок подготовить план проведения экспертизы федерального перечня учебников».

Знакомим с позицией Общероссийского Профсоюза образования по вопросу сокращения федерального перечня учебников:

Позиция Профсоюза по вопросу сокращения

 федерального перечня учебников

( информация  Пресс-службы Профсоюза. 30.08.2017 www.eseur.ru)

 

Центральный Совет Общероссийского Профсоюза образования рассмотрел запрос о представлении позиции по вопросу сокращения федерального перечня учебников и сообщает.

В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" педагогические работники имеют право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания.

Следовательно, каждый учитель должен иметь гарантированный выбор между несколькими учебниками по каждому предмету. При этом, по мнению Профсоюза, перечень учебников не должен быть чрезмерно избыточным, так как это затрудняет практическую реализацию права учителей на соответствующий выбор.С этой позицией полностью согласны и 89% из 108 учителей, принявших участие в блицопросе Профсоюза в сети Интернет 29-30 августа 2017 года (прим.– выделено нами, областной организацией Профсоюза). Так, в частности, были представлены следующие мнения:

"С инициативой министра по поводу сокращения учебников согласен, - заявил победитель регионального этапа Всероссийского конкурса "Учитель года России" - 2014 в Тульской области, учитель русского языка и литературы Сергей Карпачёв, - Я за то, чтобы было меньше учебников и чтобы они проходили строгую проверку со стороны министерства. Если у кого-то имеются опасения относительно возможного ущемления творчества и права выбора учителя, то хороший учитель обязательно найдёт, чем дополнить учебник".

"К данной инициативе отношусь положительно, но при выполнении нескольких условий: во-первых, если будет обеспечена честная конкурентная борьба между издательствами за выпуск учебников в свет и их использование в школах, во-вторых, - тщательная экспертная оценка учебников должна осуществляться учёными, методистами и учителями", - отметил победитель регионального этапа Всероссийского конкурса "Учитель года России" - 2016 в Республике Башкортостан, учитель истории и обществознания Сергей Переверзев.

"По моему мнению, нужно проводить качественную экспертизу новых учебников, апробировать их в школе и учитывать мнение профессионального сообщества", - считает Ирина Филиппова, учитель русского языка и литературы из Новгородской области, лауреат Всероссийского конкурса "Учитель года России" - 2013.

Учитель начальных классов из Московской области Татьяна Касатина за единую программу и единый учебник для начальной школы: "Различие современных УМК состоит в методике преподавания, подаче учебного материала. Авторы учебников не всегда рационально и доступно для детей преподносят теоретические основы, размещают практические задания. Очень хотелось бы, чтобы при выборе единого УМК опирались на мнение практикующих учителей, а не методистов, которые не всегда имеют возможность убедиться в практической значимости учебников. Желательно, чтобы это были учителя из разных регионов, из различных учреждений (а не только лицеев и гимназий). Выбор единой учебной программы - процесс трудоёмкий и очень ответственный, ведь из различных УМК нужно взять всё самое лучшее и продуктивное! Безусловно, у каждого учащегося свои способности, условия развития, интересы, поэтому считаю предложение Ольги Юрьевны Васильевой разумным: должно быть два направления - базовое и углубленное".

"Как учитель математики, я полностью согласна с тем, что у каждого ребёнка должна быть возможность получить полноценное образование, даже если он переходит в другую школу. Преподавание математики ведётся по разным программам, и, соответственно, по разным учебникам, не только в разных регионах, но и в школах одного и того же города. Это приводит к тому, что учащиеся, особенно 10-11 классов при переходе в другое образовательное учреждение иногда вынуждены самостоятельно осваивать огромное количество нового для себя материала, целые разделы математики, чтобы быть в курсе того материала, который обсуждают новые одноклассники. Различные разделы и темы математики в разных учебниках подчас вообще изучаются в разных классах", - аргументирует свою позицию учитель математики из Республики Башкортостан, лауреат Всероссийского конкурса "Учитель года России" - 2015 Рима Ронжина.

Одновременно Профсоюз обращает внимание на то, что, несмотря на дискуссию о целесообразности (нецелесообразности) сокращения перечня учебников, многие учителя не обеспечены на практике даже одним учебником по преподаваемому предмету, что фактически вынуждает их к приобретению его за счёт собственных средств и затрудняет реализацию образовательной программы в виду одновременного отсутствия данного учебника у обучающихся. Так, итоги организованного Профсоюзом в марте-мае 2017 года интернет-опроса "Реальность, а не статистика" (прим.– выделено нами, областной организацией Профсоюза), участие в котором приняли 3496 молодых специалистов сферы образования из подавляющего большинства субъектов Российской Федерации, являются следующими:

  • полностью обеспечены учебниками и методическими пособиями по всем преподаваемым предметам - 13,1 % участников опроса;
  • полностью обеспечены всеми учебниками и частично - методическими пособиями - 13,4 %;
  • полностью обеспечены только учебниками (без методических пособий) - 25,1 %;
  • частично обеспечены только учебниками (без методических пособий) - 23 %;
  • не обеспечены ни учебниками, ни методическими пособиями - 8,7 %;
  • приходится всё необходимое покупать самим - 14,3 %.

 

С уважением,
Председатель В.Г.Федосеева