21 декабря 2017 г. в Правительстве Иркутской области состоялось заседание трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. На заседании комиссии под руководством первого заместителя Губернатора Иркутской области – Председателя Правительства Иркутской области Руслана Николаевича Болотова, с участием представителей профсоюзов, рассматривался вопрос о мерах социальной поддержки молодых специалистов образовательных учреждений Иркутской области. Данный вопрос был внесен в план работы трехсторонней комиссии на 2017 год стороной Профобъединения по инициативе Иркутской областной организации Профсоюза работников образования с целью обозначения проблемы, связанной с привлечением в систему образования и закрепления молодых педагогов.
По результатам обсуждения информации областной организации Профсоюза трехсторонняя комиссия рекомендовала стороне Правительства Иркутской области принять меры по актуализации мер социальной поддержки молодым специалистам из числа педагогических работников, в том числе по выплате единовременных денежных пособий, оказания областной государственной поддержки перспективным выпускникам образовательных организаций высшего образования, по обеспечению жильем, его приобретением и (или) строительством, предоставления льгот по оплате стоимости проезда междугородным транспортом.
Болотов Р.Н. определил срок – до 15 февраля 2018 г.
Информационная справка
по вопросу «О мерах социальной поддержки молодых
специалистов образовательных учреждений Иркутской области»
Союз«Иркутское областное объединение организаций Профсоюза», областная организация Общероссийского Профсоюза образования выносят вопрос «О мерах социальной поддержки молодых специалистов образовательных учреждений Иркутской области» на рассмотрение трехсторонней комиссией Иркутской области по регулированию социально-экономических отношений.
Цель – осознание сторонами партнерства необходимости создания региональной программы социальной поддержки молодых педагогов образовательных учреждений Иркутской области на основе понимания ее значимости и важности для развития регионального образования, повышения его качества посредством закрепления впервые приступивших к работе в образовательных организациях выпускников программ укрупненной группы направлений подготовки и специальностей «Образование и педагогические науки».
Актуальность вопроса заключается в следующем
Развитие региональной системы образования, повышение его качества в немалой степени зависит от привлечения в образовательные организации и закреплении в них выпускников программ укрупненной группы направлений подготовки и специальностей «Образование и педагогические науки». Решение этой задачи требует принятия мер по установлению региональной системы мер социальной поддержки молодых педагогов.
По данным прогноза министерства труда и занятости Иркутской области (распоряжение от 30.09.2017 г. № 267-мр «Об утверждении прогноза потребностей в кадрах организаций Иркутской области на период до 2028 года») общая потребность в работниках в сфере образования в ближайшее десятилетие составит 25,2 тыс. человек (третья позиция по потребности в кадрах по видам экономической деятельности, на первых двух - обрабатывающее производство и транспорт, связь). К наиболее востребованным профессиям отнесены учителя иностранных языков, начальных классов, математики, русского языка и литературы, физики, физкультуры, истории и др. Прогноз потребности – 10 тыс. человек. В сфере образования запланировано создание 2,4 тыс. новых рабочих мест, что связано с реализацией государственной политики, направленной на развитие образования, с окончанием работ по строительству и реконструкции образовательных организаций.
Учитывая соотношение (структуру) выпуска студентов и потребности в кадрах с высшим и средним профессиональным образованием (доля выпускников с высшим образованием для сферы образования от общего числа выпускников составляет 4,6 % при потребности в 31,5%; доля выпускников СПО – 7,8% при потребности 3,1%), трудно утверждать, что образование в ближайшее время будет обеспечено квалифицированными кадрами. Тем более острой становится проблема закрепления выпускников на первых рабочих местах в системе общего образования.
На 01.09.2017 г., по данным министерства образования Иркутской области, в школах Иркутской области по должности «учитель» открыто 787 вакансий (без вакансий по г. Иркутску), бόльшая часть из которых (440 рабочих мест) в сельских образовательных организациях (http://38edu.ru/uchitelyam/ agentstvouchitel/vacancy/2017/obl-vacancy.php): 152 вакансии учителей иностранного языка (село – 96), 117 – учителей начальных классов (село – 53), 110 вакансий учителей русского языка (село – 74 чел.), 103 вакансии учителей математики (село – по 68 чел.), 50 вакансий учителей физики, большинство из которых от 0,25 до 0,5 ставки (село – 30), и т.д.
В процессе анализа характеристик вакансий в сельских образовательных организациях в части обеспечения молодых специалистов жильем было выявлено, что:
в 334 случаях из 440 вакансий (76%) жилье не предоставляется: в 133 из 334 случаев (39,8%) предлагается арендовать жилье без какого-либо возмещения со стороны муниципального самоуправления, в 174 – «жилье не предоставляется» (52%);
в остальных случаях предоставляется на период работы: деревянный дом (5%), муниципальная квартира (7,8%), комната в коммунальной квартире (1,2%), место в общежитии (2,3%), служебное помещение при школе (1,3%), аренда жилья с оплатой из средств муниципального бюджета (3,6% или 16 вакансий).
Из приведенных данных становится очевидным, что рассчитывать на закрепление специалистов на первом рабочем месте можно примерно на 70 вакансиях (около 9% от общего числа вакансий или 16% от числа вакансий в сельских школах), поскольку в остальных случаях неизвестно, какое жилье готовы арендовать для специалистов муниципалитеты за счет бюджетных средств – комнату в коммунальной квартире, комнату в общежитии или т.п. Остальные вакансии могут остаться вакансиями, либо возобновляться в следующем учебном году по причине увольнения молодых педагогов из-за отсутствия жилищных условий.
Ежегодно приступают к работе в образовательных организациях общего образования от 600 и более молодых педагогов (по данным министерства образования Иркутской области: 2015 г. – 689 чел., 2016 год – 597 чел.). В 2017 году трудоустроились 769 выпускников программ укрупненной группы направлений подготовки и специальностей «Образование и педагогические науки», т.е. 98% вакансий, открытых на 1.09.2017 г. должно было закрыться. Однако вопрос закрепления молодых специалистов в образовательных организациях будет оставаться открытым не менее года, после чего можно будет говорить о реальной кадровой ситуации и причинах, по которым молодые педагоги остались или покинули свои первые рабочие места.
Вместе с тем, по данным статистической отчетности (http://quality.iro38.ru/CI/), на 20.09.2017 года остаются вакантными 533 должности педагогических работников, среди которых 318 вакансий по должности «учитель» (73 учителя иностранного языка, 52 учителя начальных классов, 32 учителя русского языка и литературы, 35 учителей математики и т.д.).
За последние три года, по данным Совета молодых педагогов Иркутской области (председатель Л. Кулик) и председателей территориальных организаций Профсоюза, только около 10% педагогам, приступившим к работе в сельских школах, было предоставлено отдельное жилье (Жигаловский, Нижнеудинский, Нукутский, Боханский, Эхирит-Булагатский, Черемховский, Нижнеилимский районы).
Отсутствие комфортных и удовлетворительных для учителя условий проживаниястало основной причиной, по которой молодые специалисты увольняются (до 20% ежегодно) (Слюдянский, Качугский, Заларинский, Братский, Куйтунский, Нижнеилимский, Нижнеудинский, Нукутский, Киренский, Боханский, Баяндаевский, Усольский районы, северные города – Бодайбо, Киренск, Усть-Кут). На втором по значимости причин месте находится «низкая заработная плата» (Слюдянский, Заларинский, Куйтунский, Нижнеилимский, Нижнеудинский, Нукутский, Киренский, Боханский, Жигаловский, Эхирит-Булагатский и др. районы), на третьем – отсутствие «подъемных», выплачиваемых муниципалитетами (Качугский, Братский, Куйтунский, Нижнеудинский, Баяндаевский, Шелеховский и др. районы). По данным министерства образования Иркутской области, Совета молодых педагогов Иркутской области средства на обустройство при прибытии на рабочее место выплачиваются 10-тью из 42-х муниципалитетов. Выплачиваемые суммы (без учета северных территорий) – от 3 000 руб. (Тайшетский район) до 50 000 руб. (г. Иркутск) (Куйтунский район – 5 000 руб., Боханский район – 10 000 руб., г. Зима – 20 000 руб.). В северных территориях единовременные выплаты составляют от 20 000 руб. (Казачинско-Ленский район) и выше (специальные программы приняты в Бодайбо и Усть-Кутском МО). Последние две причины являются для работников сельской местности значимыми, поскольку, в отличие от работающих в городе, учителя не имеют возможности взять повышенную нагрузку (более 1 ставки) из-за малочисленности обучающихся и, следовательно, малого количества классов-комплектов. Часто преподаваемое количество часов не достигает нормы на одну ставку, об этом свидетельствуют и вакансии, размещенные на сайте министерства образования Иркутской области (например, на 50 вакантных мест учителей физики приходится 12,5 ставок).
Среди причин, лежащих в основе «закрепления» молодых специалистов, ведущей является возвращение в родную школу в качестве учителя и проживание с родителями. Таким образом, проблема жилья снимается автоматически. Однако, как показывает практика, все больше молодых специалистов после окончания вузов в г. Иркутске не хотят возвращаться к месту их прежнего проживания к родителям в города и районы области, мотивируя свое решение в том числе и отсутствием возможности проживать отдельно от родителей в собственном жилье, что зафиксировано в аналитической части программ, направленных на обеспечение жильем молодых специалистов и работников социальной сферы.
На втором месте – взятые молодыми педагогами обязательства при получении единовременного денежного пособия (постановление администрации Иркутской области от 27 февраля 2008 года N 35-па «О единовременном денежном пособии молодым специалистам из числа педагогических работников») (Слюдянский, Братский, Качугский, Куйтунский, Зиминский, Боханский, Баяндаевский, Эхирит-Булагатский и др. районы). Однако размер пособий (20 – 25 тыс. руб. в зависимости от расположения территории) не может оказать серьезного влияния на качество жизни начинающего работать специалиста, к тому же пособие не всем доступно. Например, по данным министерства образования Иркутской области, из 112 поданных заявок в 2016 году условиям соответствовали только 89 (приступили к работе в 2016 году 597 молодых специалистов).
Вместе с тем, как показала практика, именно единовременное пособие стало единственной причиной, по которой молодые педагоги остались работать в школе. Следовательно, подобные меры (программы) должны в регионе создаваться и реализовываться.
Известно, что в Иркутской области действуют целевые программы федерального и регионального уровней, направленные на обеспечение жильем молодых специалистов и работников социальной сферы. Однако участие в них молодых специалистов не всегда, а точнее сказать – крайне редко, возможно.
Так, в Подпрограмме «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Иркутской области» на 2014-2020 годы государственной программы Иркутской области «Доступное жилье» в 2014-2016 годах выделялось по 78 социальных выплат на приобретение (строительство) жилья, с 2017 года – по 98, что ниже востребованности со стороны граждан региона. Но самое главное состоит в том, что ипотечное кредитование не является доступным предложением для молодых педагогов ввиду ряда причин, в том числе материального характера. Заработная плата молодых специалистов, по данным министерства образования Иркутской области на 2016 год, варьируется от 10 000 тысяч рублей (г. Тулун) до 30719 руб. (Киренский район) (http://pi.isu.ru/ru/staff/graduate/ docs/info_podderzka_ molodyh_ specialistov.pdf). Средняя заработная плата молодых педагогов региона составляла в 2016 году 18 565 руб.
Областная государственная целевая программа «Молодым семьям – доступное жилье» на 2005-2019 годы чаще не доступна, чем доступна по требованиям к участникам – наличие детей,наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, признание семьи, нуждающейся в жилье. Для соответствия названным условиям молодой семье нужно время, которого нет, если молодые люди впервые приступают к работе. Жилье необходимо в момент прибытия на место работы, а не спустя несколько лет. Программа актуальна для тех, кто желает улучшить имеющие условия.
Подпрограмма «Устойчивое развитие сельских территорий Иркутской области» на 2014-2020 годыгосударственной программы Иркутской области «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2014-2020 годы, также, как и предыдущая, в большей степени ориентирована на улучшение условий для молодых специалистов, уже проживающих и работающихв сельской местности. К категории изъявивших желание переехать на постоянное место жительство в сельскую местность выпускников профессиональных образовательных организаций трудно отнести, для принятия такого решения необходимо не менее одного-двух лет.
Вместе с тем, именно последняя из названных программ, по данным министерства сельского хозяйства Иркутской области, позволила в течение четырех последних лет закрепиться в сельских образовательных организациях более 100 педагогическим работникам: в 2014 году выдано работникам сферы образования 26 Свидетельств о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретения) жилья, в 2015 году – 24, в 2016 году – 27, в 2017 году – 36. Очевидно, что программа от года к году становится привлекательнее для педагогических работников, желающих проживать и работать в сельской местности.
Таким образом, существующие программы обеспечения жильем не ориентированы на привлечение молодых специалистов к работе в сфере образования. Вместе с тем, для закрепления молодых педагогов в образовательных организациях села в подпрограмме «Устойчивое развитие сельских территорий Иркутской области» на 2014-2020 годы может быть выделена, на наш взгляд, отдельной строкой категория «молодые специалисты сферы образования» с выделением целевых финансовых средств и их увеличением в зависимости от прогнозируемой (возрастающей) потребности.
В заключение и в целях системной постановки вопроса нельзя не обратить внимание на старение кадров сферы образования.
Так, средний возраст педагогов общего образования в регионе находится в границах 50-ти лет. Стаж работы более 20 лет имеют 60,2% педагогических работников общего образования, среди предметников таких учителей 63,82%.
Более четверти учителей, работающих в Иркутской области, достигли пенсионного возраста (26%, что на 1% больше, чем в 2016 году). В то же время, доля педагогов со стажем до 5 лет изменяется незначительно и составляла, например, в 2015 году – 1,5%, в 2016 году – 3%. В 2017 году по сравнению с 2016 годом произошло увеличение доли лишь на 0,1% и составляет 3,1%.
Решение проблем обеспечения жильем молодых специалистов, выплат им, так называемых, «подъемных» не под силу муниципальным образованиям ввиду ограниченности их бюджетов. Необходима, на наш взгляд, поддержка со стороны Правительства Иркутской области и других заинтересованных в качестве общего образования сторон в форме программ, грантов и т.п.
Союз«Иркутское областное объединение организаций Профсоюза», Иркутская областная организация Общероссийского Профсоюза образования предлагает актуализировать вопрос создания социально значимой для развития региона программы поддержки молодых специалистов образовательных учреждений Иркутской области с включением в нее вопросов обеспечения жильем, выплат пособий на обустройство быта.
В связи с чем, предлагается
1) в целях привлечения молодых специалистов к работе в сфере образования:
- разработать и утвердить программу поддержки муниципальных образований в части создания (строительства) фонда жилья для социального найма молодыми специалистами с возмещением им расходов по оплате занимаемой площади жилого помещения, отопления, освещения как в сельской, так и городской местностях. Предусмотреть право молодых специалистов на оформление полученного в социальный найм жилья после пяти лет работы в собственность;
- предусмотреть систему мер по поддержке муниципальных образований в части осуществления единовременных денежных выплат (подъемных) молодым специалистам на хозяйственное обзаведение в размере не менее средней месячной заработной платы по отрасли «Образование»;
- предусмотреть ежемесячное возмещение транспортных расходов на передвижение педагогического работника от места проживания к месту работы и обратно. Данная мера может быть применена в случаях, когда: а) социальное жилье сосредотачивается в центре муниципального образования или вблизи от него, что является более привлекательным для молодых людей, поскольку в той или иной мере сохраняется доступ к научно-технологическим достижениям, используемым в жизни и быту; б) предлагаемая вакансия в образовательной организации составляет менее одной ставки заработной платы. Уровень заработной платы может обеспечиваться работой в двух-трех образовательных организациях; в) школами муниципалитета организуется сетевая форма реализации образовательных программ, позволяющая привлечь отсутствующих в организации специалистов или, в случае необходимости, более квалифицированных специалистов; г) а также в других ситуациях, порождающих проблемы в обеспечении качества образования в рамках муниципалитета;
2) в целях закрепления молодых специалистов в образовательных организациях:
- восстановить финансирование подпрограммы «Ипотечное кредитование (заем) молодых учителей Иркутской области» государственной программы Иркутской области «Доступное жилье» на 2014-2020 годы (утверждена постановлением Правительства Иркутской области от 24 октября 2013 года № 443-пп). В рамках Подпрограммы «Ипотечное кредитование молодых учителей Иркутской области на 2012 - 2015 годы», действовавшей в рамках долгосрочной целевой программы Иркутской области «Стимулирование жилищного строительства в Иркутской области на 2011 - 2015 годы» за 2012-2014 год оформили льготный ипотечный кредит и улучшили жилищные условия в рамках мероприятия 147 молодых учителей Иркутской области. Финансирование мероприятия в 2015 году, к сожалению, не было предусмотрено;
- возродить программу поддержки перспективных выпускников высших учебных заведений, возможно с пересмотром ее условий. С 2012 года по 2014 год двадцати пяти перспективным выпускникам высших учебных заведений, которые были готовы пять лет отработать в школах сел, деревень и рабочих поселков, оказывалась региональная государственная поддержка в размере 1 млн рублей (на конкурсной основе). Деньги выделялись в течение пяти лет: по 300 тыс. рублей – за первый и второй годы работы в муниципальном общеобразовательном учреждении; 200 тыс. рублей – за третий год; по 100 тыс. – за четвертый и пятый годы. В 2018 году будут произведены последние выплаты;
- увеличить целевое финансирование подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий Иркутской области» на 2014-2020 годы государственной программы Иркутской области «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2014-2020 годы, выделив отдельной строкой категорию «молодые специалисты сферы образования».