В преддверии парламентских слушаний в Государственной Думе (ориентировочно 16 сентября) по формированию федерального бюджета на 2020 и плановый период 2021-2022 годов Общероссийский Профсоюз образования предлагает провести акцию в форме направления обращений, писем, телеграмм от региональных (межрегиональных), местных и первичных организаций Профсоюза в адрес депутатов Государственной Думы, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации по вопросам ускорения принятия мер по кардинальному повышению заработной платы педагогических работников и работников из числа инженерно-технического и учебно-вспомогательного персонала образовательных организаций высшего образования, в том числе гарантированной части их заработной платы, соответствующему увеличению бюджетных ассигнований из федерального и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, увеличению финансовой поддержки бюджетов субъектов Российской Федерации из федерального бюджета.
Причиной для проведения акции является следующее.
В апреле 2019 г. на заседании рабочей группы Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально трудовых отношений (Правительство Российской Федерации, работодатели и профсоюзы) состоялось обсуждение Прогноза Минэкономразвития России «О сценарных условиях, основных параметрах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и о предельных уровнях цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора на 2020 год и на плановый период 2021-2022 годов».
В протоколе зафиксировано мнение стороны профсоюзов: предусмотренные материалами Минэкономразвития России темпы роста инвестиций, реальных доходов населения, в том числе реальной заработной платы, пенсий не позволят обеспечить достижение национальных целей развития Российской Федерации, установленных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года №204.
По мнению Профсоюза, качественные и количественные характеристики представленного к рассмотрению Прогноза указывают на отсутствие прогресса в решении проблем, имеющих особо важное значение для работников бюджетной сферы, к которой относится и сфера образования.
Ассоциация профсоюзов непроизводственных отраслей с участием Общероссийского Профсоюза образования подготовила и направило письмо с замечаниями и предложениями в котором отмечено, в том числе, следующее:
1. Уровень оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы(повышение заработной платы которых регулировалось в период 2012 - 2018 годов Указами Президента Российской Федерацииот 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 1 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» и от 28 декабря 2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» – далее Указы), оценен на прогнозный период до 2024 года только с точки зрения сохранения индикативных показателей соотношенийсредней зарплаты указанных категорий работников и средней величины дохода от трудовой деятельности по субъектам РФ (соответственно, 100% и 200%).
Указанный подход заведомо фиксирует отсутствие на длительный период (до 2024 года) перспектив дальнейшего повышения уровня материального вознаграждения за труд отдельных категорий работников здравоохранения, образования и культуры, поименованных в Указах Президента Российской Федерации от 2012 года.
В связи с этим Ассоциация профсоюзов считает необходимым проработать вопрос об определении следующих этапов повышения уровня заработной платы этих категории работников бюджетной сферы во взаимосвязи с соответствующими уровнями подготовки и квалификации.
2. Действующая Методика Росстата по определению размера среднемесячной заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы исходит из учета значительного объема дополнительной работы, выходящей за пределы трудовой функции работниковпо занимаемой на ставку должности, а также включения в среднюю заработную плату выплат социального характера, потому и не отражает реальную ситуацию с уровнем заработной платы конкретных работников,
В этой связи, с целью обеспечения объективной оценки достигнутого уровня заработной платы специалистов здравоохранения, образования, культуры в предстоящем периоде, профсоюзы считают необходимым пересмотр действующей Методики исчисления показателя среднемесячной заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, исходя из выплат, входящих в структуру заработной платы, при работе на ставку (оклад).
3. Сложилась диспропорция в соотношении средней заработной платы и соответствующих целевых показателей заработной платы учителей и других категорий педагогических работников (кроме ППС), работников учреждений культуры: целевой уровень заработной платы данных категорий работников находится на уровне средней заработной платы среднего медицинского персонала и в два раза ниже целевого уровня заработной платы не только врачей, но и такихспециалистов медицинских организаций, как биолог, зоолог, инструктор-методист по лечебной физкультуре, медицинский физик, медицинский психолог и ряд других.
4.Как следует из Материалов, на весь шестилетний период для иных категорий работников бюджетной сферы, не поименованных в Указах Президента Российской Федерации от 2012 года, предусмотрена индексация заработной платы на прогнозный уровень инфляции, т.е. планируется лишь «нулевой темп роста» их реальной заработной платы..
В этой связи Ассоциация профсоюзов считает необходимым дополнительно вернуться к рассмотрению вопроса о повышении размеров индексации заработной платы «иных» категорий работников бюджетной сферы.
5. По изложенной в Материалах позиции Минэкономразвития о том, что повышение минимального размера оплаты труда в соответствии с законодательством (в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения за IIквартал предыдущего года) является одним из факторов обеспечения положительной динамики заработной платы, профсоюзы выразили следующее мнение: в целях создания условий для недопущения дальнейшей необоснованной оптимизации численности работников бюджетного сектора экономики необходимо предусмотреть выделение достаточных финансовых средств из бюджетов всех уровней для установления и поддержания МРОТ на уровне прожиточного минимума.
Профсоюзы предложили: отразить в Материалах этапы повышения величины МРОТво взаимосвязи с финансовым обеспечением решения этой задачи в рамках государственной бюджетной политики, и, в первую очередь с соответствующим увеличением бюджетных ассигнований из федерального бюджета.
По информации Минфина России в сентябре 2019 года (ориентировочно 16.09.2019г.) на парламентских слушаниях в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации предполагается публичное обсуждение проекта основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период. В это же время данный документ будет представлен к рассмотрению в Российскую трехстороннюю комиссию.
Общероссийский Профсоюз образования доводил следующую позицию до федеральных органов власти по вопросам повышения и совершенствования оплаты труда педагогических и иных работников образования:
Уровень средней заработной платыпедагогических работников в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 2012 года в субъектах РФ продолжает достигаться преимущественно за счет интенсификации труда: выполнения дополнительной учебной (преподавательской, педагогической) работы, выполняемой сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы, а также других дополнительных видов работы.
По мнению Общероссийского Профсоюза образования, механизм, определивший в указах Президента Российской Федерации уровень увеличения к 2018 году размера заработной платы педагогических работников образовательных учреждений, а также порядок его достижения не обеспечил ожидания работников.
Так, целевые показатели соотношения средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, а также педагогических работников, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, и средней заработной платы в субъектах Российской Федерации (100%) определены к 2018 году в 2 раза ниже целевого показателя уровня средней заработной платы не только врачей (200%), но и в 2 раза ниже уровня средней заработной платы других работников медицинских организаций, предоставляющих медицинские услуги или обеспечивающих их предоставление (биологи, зоологи, инструктора-методисты по лечебной физкультуре, медицинские психологи, медицинские физики и ряд других).
В результате уровни средней заработной платы педагогическихработников указанных выше категорий по установленным соотношениям их средней заработной платы и средней заработной платы (по целевым показателям) в субъекте Российской Федерации в 2018 году фактически приравнены к уровню средней заработной платы младшего и среднего медицинского персонала.
Достижение установленного соотношения средней заработной платы по соответствующей категории работников и средней заработной платы по субъекту Российской Федерации определяется не в отношении каждого педагогического работника индивидуально, а по всем учреждениям в целом, что вызывает непонимание со стороны работников, чей уровень заработной платы оказывается значительно ниже средней заработной платы в субъекте Российской Федерации, а также их справедливое недовольство уровнем оплаты труда и массовые обращения в различные органы власти.
Изменение федерального законодательства по разграничению полномочий органов власти привело к тому, что в настоящее время федеральные органы государственной власти не имеют правовых механизмов реализации единой политики в области оплаты труда работников образования. При этом не принято во внимание, что указанные работники обеспечивают конституционные гарантии прав граждан на образование в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Кроме того, затягивание принятия федеральным центром регулирования государственных гарантий по оплате труда в виде базовых окладов (базовых должностных окладов) базовых ставок заработной платы, устанавливаемых Правительством РФ по профессиональным квалификационным группам, в сфере образования привело:
- к значительной неоправданной дифференциации размеров оплаты труда работников одной и той же профессиональной квалификационной группы не только между регионами, но и между однотипными организациями в одном регионе;
- к существенным различиям в принципах и подходах к регулированию системы оплаты труда работников, выполняющих одни и те же должностные обязанности. К примеру, применение системы оплаты труда, основанной на стоимости бюджетной услуги - 1 расчетный час учебной работы с 1 расчетным учеником (1 ученико/час), которая в нарушение трудового законодательства не предусматривает никаких фиксированных месячных размеров ставок заработной платы или должностных окладов, вводит для оплаты труда учителей дополнительный, не предусмотренный законодательством показатель нормирования труда учителей, зависящий от количества обучающихся в классе;
- к снижению в структуре заработной платы постоянной части в виде ставок заработной платы и должностных окладов;
- к увеличению размера переменной части, выплачиваемой, как правило, в связи с увеличением объема выполняемой работы, и, в меньшей степени - за качество работы, что при отсутствии объективных показателей приводит к непрозрачности и нередко к предвзятости в распределении стимулирующих выплат.
Исходя из этого, требуется увеличить:
- бюджетные ассигнования из федерального и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на оплату труда;
- финансовую поддержку бюджетов субъектов Российской Федерации из федерального бюджета.
ускорить принятие мер по кардинальному повышению заработной платы педагогических работников; по совершенствованию законодательства в части оплаты труда.
Для этого:
1) увеличить целевые показатели повышения средней заработной платы педагогических работников до уровня не менее 150% к средней заработной плате в соответствующем регионе;
2) изменить методику расчета средней заработной платы: из расчета на одну ставку;
3) установить единые для системы образования Российской Федерации условия оплаты труда, в том числе, базовые ставки заработной платы;
4) обеспечить выполнение Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2017 г. № 38-П, а именно:
4.1. вернуть в Трудовой кодекс Российской Федерации определение минимального размера оплаты труда, под которым понимать размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, в величину которого не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты;
4.2. установить размеры ставок, окладов (должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не ниже минимального размера оплаты труда.
Изменение реальной ситуации с оплатой труда работников зависит от решений, которые должны быть приняты на федеральном уровне.
С уважением,
Председатель В.Г.Федосеева