В Государственную Думу Российской Федерации внесен проект федерального закона №426529-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам охраны здоровья детей в образовательных организациях», внесенный депутатами Государственной Думы Д.А. Морозовым, А.И. Аршиновой, М.А. Мукабеновой, А.В. Канаевым и другими.
Несмотря на то, что ряд замечаний, изложенных Общероссийским Профсоюзом образования в заключении от 17 июня 2019 г., учтен, Общероссийский Профсоюз образования направил повторное заключение по данному законопроекту, обращая внимание на следующее.
В новой редакции законопроекта по-прежнему предлагается внесение изменений в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части предоставления педагогическим работникам права оказывать первую помощь.
Общероссийский Профсоюз образования уже отмечал, что оказание первой помощи обучающимся, предложенное педагогическим работникам как право, является некорректным, так как наличие такого права предполагает выбор: воспользоваться этим правом или нет. Добровольное согласие педагогического работника оказывать первую помощь обучающимся неизбежно корреспондируется с его дальнейшей ответственностью за неисполнение или ненадлежащее исполнение такой помощи.
Общероссийский Профсоюз образования обращает внимание на то, что основополагающие нормы о лицах, обязанных или имеющих право оказывать первую помощь, содержатся в статье 31 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Право педагогических работников на оказание первой помощи в данной статье не предусматривается.
Законопроектом устанавливаетсяправо педагогических работников на оказание первой помощи, в том числе, обучающимся, при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков.
Общероссийский Профсоюз отмечает, что ни норма законопроекта, ни норма Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не проясняют, кому еще (кроме обучающихся) педагогические работники вправе оказывать первую помощь и каким документом предоставляется это право (сертификат, свидетельство или иной документ о прохождении необходимой подготовки с указанием содержания обучающих программ и количества часов обучения).
Законопроект предусматриваетвозложение ответственности на организации, осуществляющие образовательную деятельность, за обеспечение условий оказания первой помощи обучающимся в период их пребывания в соответствующей организации.
Общероссийский Профсоюз обращает внимание на то, что при этом неясно, что подразумевается под «первой помощью» и «обеспечением условий оказания первой помощи».
Общероссийский Профсоюз образования отмечает, что не предусмотрен перечень состояний, случаев, ситуаций, обстоятельств, при которых необходимо оказание первой помощи.
Общероссийский Профсоюз образования считает необходимым, чтобы Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» были определены не только перечень лиц, которым предоставляется право оказания первой помощи, перечень состояний, случаев, ситуаций и обстоятельств, при которых необходимо оказание первой помощи, но и содержание понятия «первая помощь», а также условия оказания первой помощи.
По мнению Общероссийского Профсоюза образования, содержащиеся в законопроекте предложения о предоставлении педагогическим работникам права оказания первой помощи, в том числе обучающимся, не являются предметом регулирования Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Поэтому Общероссийский Профсоюз образования не считает возможным поддержать представленную новую редакцию проекта федерального закона № 426529-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам охраны здоровья детей в образовательных организациях», полагая необходимым предусмотреть возможность оказания обучающимся первой помощи путем усиления медицинского сопровождения деятельности образовательных организаций.