Уважаемые коллеги! Указом Губернатора Иркутской области от 18 марта 2020 года № 59-уг «О введении режима функционирования повышенной готовности для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»  в Иркутской области введен режим повышенной готовности.

 

Область определена территорией, на которой предусматривается комплекс ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Режим повышенной готовности, как следует из Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»,  это один из режимов функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, который вводится при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, при наличии реальной опасности возникновения чрезвычайной ситуации, а также при наличии прогнозов возможности возникновения чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах; функционирует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

Согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Федеральным законом от 01 апреля 2020 года № 98-ФЗ к полномочиям Правительства Российской Федерации, в том числе, отнесено: принятие решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части в случае угрозы возникновения и (или) возникновения чрезвычайной ситуации федерального или межрегионального характера; установление обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 417 утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, в соответствии с пунктом 3 которых при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации граждане обязаны:

  • соблюдать общественный порядок, требования законодательства Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения;
  • выполнять законные требования (указания) руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, представителей экстренных оперативных служб и иных должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации (далее – уполномоченные должностные лица);
  • при получении инструкций (указаний) от уполномоченных должностных лиц, в том числе через средства массовой информации или операторов связи, эвакуироваться с территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или из зоны чрезвычайной ситуации и (или) использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество (в случае его предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями), предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
  • при обнаружении пострадавшего (пострадавших) принимать меры по вызову уполномоченных должностных лиц и до их прибытия при отсутствии угрозы жизни и здоровью оказывать пострадавшему (пострадавшим) первую помощь;
  • иметь при себе и предъявлять по требованию уполномоченных должностных лиц документ, удостоверяющий личность гражданина, а также документы (при наличии), дающие право: заходить за ограждение, обозначающее зону чрезвычайной ситуации или иную опасную зону; осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» с 04 по 30 апреля 2020 года включительно установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы. При этом действие Указа не распространяются на: непрерывно действующие организации; медицинские и аптечные организации; организации, обеспечивающие население продуктами питания и товарами первой необходимости; организации, выполняющие неотложные работы в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь, здоровье или нормальные жизненные условия населения; организации, осуществляющие неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы; организации, предоставляющие финансовые услуги в части неотложных функции (в первую очередь услуги по расчетам и платежам); иные организации, определенные решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации.

Высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, было необходимо обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в первую очередь:

  • определить в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации;
  • приостановить (ограничить) деятельность находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей с учетом положений пунктов 4 и 5 настоящего Указа (непрерывно действующие организации и прочее);
  • установить особый порядок передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки.

В соответствии с Указом Губернатора Иркутской области от 18 марта 2020 года № 59-уг «О введении режима функционирования повышенной готовности для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» Иркутская область определена территорией, на которой предусматривается комплекс ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», а также установлены Правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории Иркутской области, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (Порядок передвижения на территории Иркутской области лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки).

Согласно указанным Правилам лица, находящиеся на территории Иркутской области, в период с 5 по 19 апреля 2020 года вправе передвигаться по территории Иркутской области в следующих случаях:

  • следования к месту (от места) работы, которая не приостановлена в соответствии с федеральными и областными правовыми актами;
  • следования к ближайшему месту приобретения продуктов, лекарств и товаров первой необходимости, выноса отходов до ближайшего места накопления отходов;
  • выгула домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания (пребывания);
  • обращения за экстренной (неотложной) медицинской помощью и случаев иной прямой угрозы жизни и здоровью и иных экстренных случаев;
  • следования к месту осуществления деятельности, не приостановленной в соответствии с федеральными и областными правовыми актами.

Кроме того, лица, находящиеся на территории Иркутской области, в период с 5 по 19 апреля 2020 года обязаны:

  • соблюдать дистанцию до других граждан не менее 1,5 метра (социальное дистанцирование), в том числе в общественных местах и общественном транспорте, за исключением случаев оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси;
  • иметь при себе документ, удостоверяющий личность, в случае нахождения вне места проживания (пребывания).

За нарушение режима самоизоляции и других требований, введенных в связи с коронавирусной инфекцией, к находящимся на территории Иркутской области лицам (гражданам; должностным лицам; лицам, осуществляющим деятельность без образования юридического лица; юридическим лицам) применяются меры ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Федеральным законом от 01 апреля № 99-ФЗ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен статьей следующего содержания:

Статья 20.6.1. Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения

1. Невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, –

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

2. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 6.3 настоящего Кодекса, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, либо повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, –

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Указом Губернатора Иркутской области от 18 марта 2020 года № 59-уг утвержден Перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, к которым относятся: первый заместитель министра (руководителя); заместитель министра (руководителя); помощник министра (руководителя); советник министра (руководителя); начальник управления; заместитель начальника управления; начальник отдела; заместитель начальника отдела; главный советник; ведущий советник; советник; ведущий консультант; главный консультант; ведущий консультант; консультант; главный государственный инспектор; старший государственный инспектор; государственный инспектор; главный специалист-эксперт; ведущий специалист-эксперт; специалист-эксперт; главный специалист 1 разряда; главный специалист 2 разряда; главный специалист 3 разряда; ведущий специалист 1 разряда; ведущий специалист 2 разряда; ведущий специалист 3 разряда; старший специалист 1 разряда; старший специалист 2 разряда; старший специалист 3 разряда; специалист 1 разряда; специалист 2 разряда; специалист 3 разряда; следующих исполнительных органов государственной власти Иркутской области: министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области; министерство имущественных отношений Иркутской области; министерство культуры и архивов Иркутской области; министерство образования Иркутской области; министерство спорта Иркутской области; министерство по молодежной политике Иркутской области; министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области; министерство сельского хозяйства Иркутской области; министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области; администрация Усть-Ордынского Бурятского округа; министерство экономического развития Иркутской области; министерство труда и занятости Иркутской области; министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области; министерство лесного комплекса Иркутской области; управление делами Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области; служба ветеринарии Иркутской области; служба государственного жилищного надзора Иркутской области; служба государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Иркутской области; служба записи актов гражданского состояния Иркутской области; служба по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области; служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области; служба государственного экологического надзора Иркутской области; служба по тарифам Иркутской области; служба потребительского рынка и лицензирования Иркутской области; служба государственного строительного надзора Иркутской области; архивное агентство Иркутской области; агентство по туризму Иркутской области; агентство по обеспечению деятельности мировых судей Иркутской области.

Кроме того, Федеральным законом от 01 апреля № 99-ФЗ внесены изменения в статью 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:

Статья 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

1. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, –

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц – от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

2. Те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий –

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц – от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

3. Действия (бездействие), предусмотренные частью 2 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или смерть человека, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, –

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей; на должностных лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Санитарные правила и гигиенические нормативы – это нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности и являющиеся обязательными для соблюдения всеми государственными органами и общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и иными хозяйствующими субъектами независимо от их форм собственности и подчиненности, должностными лицами и гражданами. Они подлежат обязательному изданию и свободному распространению.

Под санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями понимаются организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года № 66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих» коронавирусная инфекция (2019-nCoV) отнесена к заболеванию, представляющему опасность для окружающих (наряду с такими заболеваниями как туберкулез, холера, чума и прочее).

Как следует из Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 марта 2020 года № 9 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019» высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации), в том числе, необходимо:

  • обеспечить изоляцию и медицинское наблюдение всех лиц, вернувшихся в Российскую Федерацию, на срок 14 календарных дней со дня их прибытия (прибывших в аэропорты города Москвы и проживающих в городе Москве и Московской области – в домашних условиях; прибывших в аэропорты города Москвы, но проживающих в других субъектах Российской Федерации, а также лиц, прибывших в аэропорты других субъектов Российской Федерации – в условиях обсерватора), а также принять меры по обеспечению транспортирования указанных лиц до места изоляции в условиях, исключающих риски инфицирования COVID-2019;
  • обеспечить готовность обсерваторов;
  • обеспечить контроль соблюдения режима изоляции в домашних условиях в течение 14 календарных дней лиц, прибывших на территорию Российской Федерации до вступления в силу настоящего Постановления;
  • обеспечить контроль за обязательным использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) персоналом транспортно-пересадочных узлов, транспортных средств (метрополитен, поезда, автобусы и другие виды общественного транспорта) и других мест с массовым пребыванием людей;
  • обеспечить введение ограничительных мероприятий, включая режим самоизоляции.

Кроме того, на территории субъекта принято Постановление Главного государственного санитарного врача по Иркутской области от 05 апреля 2020 года № 39 «О дополнительных мерах по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Иркутской области», в соответствии с которым врио Губернатора Иркутской области предписано:

  • обеспечить изоляцию и медицинское наблюдение всех лиц, прибывающих в АО «Международный Аэропорт Иркутск», аэропорт «АэроБратск» рейсами из города Москва, города Санкт-Петербург на срок 14 календарных дней со дня прибытия, жителей Иркутской области – в домашних условиях, жителей, прибывших из других регионов, проживающих на территории другого субъекта Российской Федерации – по месту пребывания, в случае отсутствия условий для самоизоляции – в обсерваторе;
  • обязать прибывающих лиц другими видами транспорта на территорию Иркутской области из города Москва, города Санкт-Петербург немедленно сообщать о своем прибытии, месте, датах пребывания в городе Москва, городе Санкт-Петербург, контактную информацию, включая сведения о месте регистрации и месте фактического пребывания, на горячую линию по телефону (3952) 39-99-99;
  • обеспечить готовность обсерваторов;
  • обеспечить контроль соблюдения режима изоляции в домашних условиях в течение 14 календарных дней лиц, прибывших на территорию Иркутской области;
  • организовать ежедневное медицинское наблюдение за лицами, находящимися в условиях изоляции, с предоставлением информации в Управление Роспотребнадзора по Иркутской области;
  • обеспечить введение ограничительных мероприятий, включая режим самоизоляции.

Действующее законодательство не содержит легального определения термина «самоизоляция», а частью 1 статьи 56 Конституции Российской Федерации регламентировано, что отдельные ограничения прав и свобод (например, свобода передвижения) могут устанавливаться в соответствии с федеральным конституционным законом с указанием пределов и срока их действия в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя. При этом в качестве обстоятельств, при которых может быть введен режим чрезвычайного положения, указываются, например, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии.

Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» содержит определение понятия «чрезвычайное положение», под которым понимается особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные настоящим Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей. Одной из важных особенностей указанного режима является то, что в соответствии с частью 2 статьи 29.2 названного федерального конституционного закона лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.

До настоящего времени ни на территории Российской Федерации, ни в отдельных ее субъектах режим чрезвычайного положения не введен, а подменен режимом повышенной готовности, установленным главами субъектов на основании, в том числе, Указа Президента Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

Вместе с тем,   статьей 11 Федерального закона  от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в числе которых: принятие решений об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (п.п. «м»); установление обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "м" настоящего пункта (п.п. «у»).

На основании изложенного, а также с учетом складывающейся санитарно-эпидемиологической ситуации и внесенных изменений в законодательство, в том числе, предусматривающих соответствующие штрафные санкции, представляется целесообразным выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности.

Председатель В.Г.Федосеева