В сложившейся ситуации, связанной с рядом ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в целях продолжения работы органов государственной власти рекомендовано применение электронного документооборота.
Для направления документов в адрес органов государственной власти заявителем используется электронная подпись – это информация в электронно-цифровой форме, с помощью которой можно идентифицировать физическое или юридическое лицо без его личного присутствия.
В электронном документообороте применяются следующие виды электронной подписи: простая электронная подпись, неквалифицированная и квалифицированная усиленная электронная подпись. Отличие заключается в степени защиты и области применения.
Федеральная государственная информационная система «Единая система идентификации и авторизации» (ЕСИА) — это система, позволяющая гражданам взаимодействовать с органами власти онлайн.
Ее преимущество заключается в том, что пользователю, который один раз зарегистрировался в системе (на портале gosuslugi.ru), не нужно каждый раз проходить процедуру регистрации на государственных и других ресурсах для получения доступа к какой-либо информации или услуге. Также для пользования ресурсами, взаимодействующими с ЕСИА, не нужно дополнительно идентифицировать свою личность и приравнивать простую электронную подпись к собственноручной – это уже сделано.
На портале gosuslugi.ru есть несколько уровней учетной записи. Используя упрощенный и стандартный уровни заявления подписываются простой электронной подписью, но для получения доступа ко всем услугам необходим подтвержденный аккаунт – для этого подтверждается личность, то есть простая электронная подпись приравнивается к собственноручной подписи.
Начиная с 2017 года в Российской Федерации для подачи документов в суд возможно использовать электронную подпись. При этом используется усиленная квалифицированная электронная подпись.
В судах общей юрисдикции, где рассматриваются административные, гражданские, уголовные дела используется электронная цифровая подпись для системы ГАС Правосудие, которую можно получить в удостоверяющих центрах, полный перечень которых по каждому региону размещен на официальном сайте Минкомсвязи и Единого портала Электронной подписи в сети Интернет.
Обращаем внимание, что данная услуга является платной.
Полученная электронная цифровая подпись действует строго определенный период – 12 месяцев, по окончании которого электронную цифровую подпись необходимо либо продлить, либо перевыпустить.
Усиленная квалифицированная электронная подпись отличается от усиленной неквалифицированной тем, что для ее формирования используются средства криптографической защиты информации (СКЗИ), выдать такую подпись может только удостоверяющий центр, имеющий аккредитацию в Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Гарантом подлинности в этом случае становится квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи, который предоставляет такой центр. Сертификат выдается на USB-носителе. Для его использования в ряде случаев может потребоваться установка дополнительного программного обеспечения.
Усиленная квалифицированная подпись – это аналог собственноручной подписи. Ее можно применять везде, но для использования в работе с рядом организаций нужно внести дополнительные сведения в квалифицированный сертификат электронной подписи.
Для получения усиленной квалифицированной электронной подписи необходимо представить в аккредитованный удостоверяющий центр:
- документ, удостоверяющий личность;
- страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (СНИЛС);
- индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН);
- основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (если вы являетесь индивидуальным предпринимателем);
- дополнительный комплект документов, подтверждающий ваши полномочия действовать от имени юридического лица (если вы получаете подпись представителя юридического лица).
Аккредитованный удостоверяющий центр можно выбрать из списка, перейдя по ссылке.
Стоимость услуги по предоставлению сертификата и ключей электронной подписи определяется регламентом аккредитованного удостоверяющего центра и зависит, в частности, от области применения электронной подписи.