В соответствии с подпунктом 5 пункта 5 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники имеют право на досрочное назначение пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В подпункте 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации» установлено право педагогических работников, осуществлявших 25 лет педагогическую деятельность в учреждениях для детей, на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Определение того, какая профессиональная деятельность сопряжена с повышенными психофизиологическими нагрузками, связано с установлением объективных критериев оценки характера труда в той или иной должности и его условий, от вида и профиля соответствующего учреждения и относится к компетенции Правительства Российской Федерации.
С 18 марта 2021 года вступит в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 4 марта 2021 года № 322, в соответствии с которым Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» дополнено пунктом 3.1, регламентирующим включение периодов профессионального обучения и дополнительного профессионального образования педагогических работников в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости, при условии, что за работником сохранялось место работы (должность), средняя заработная плата и за него осуществлялась уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Данное изменение существенно улучшает гарантии педагогических работников в части реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, так как начиная с 2002 года территориальные органы Пенсионного фонда России не включали периоды обучения в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной пенсии, и практически в каждом случае требовалось защищать нарушенные права работников в судебном порядке.