С сентября 2020 года изменения в федеральный закон «Об образовании» возложили на классных руководителей официальные обязанности по воспитанию школьников. Почему и для чего узаконили традиционные для российской школы функции, обсудили педагоги Иркутской области. Изменилась только формулировка?

 

Воспитание было неотъемлемой частью школы всегда, доказательства этому можно найти и в актах РСФСР, и СССР, и новой России.

- Всегда образование понималось как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, - говорит председатель Иркутской областной организации Общероссийского профсоюза образования Валентина Федосеева. - Образовательные организации должны не только подготовить высокообразованных, мыслящих, вооружённых глубокими знаниями выпускников, но и сформировать у них чувства патриотизма, любви к родине, общественному строю, взаимоуважение, трудолюбие, гражданственность, ответственность и правовую культуру. Сейчас законодатель фактически уточнил требования к структуре образовательной программы в части воспитания. По своему содержанию классное руководство также осталось прежним: содействие повышению академической успеваемости, социализация обучающихся. Всегда занимались выявлением и поддержкой талантливых детей, нуждающихся в психологической помощи, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, профилактикой употребления вредных веществ. Вот тимуровское движение заменено на приобщение к волонтёрской деятельности. То есть изменилась только формулировка, а суть осталась прежней.

Учитель физики школы № 29 Ангарска Ольга Ситникова при этом дополняет, что без воспитания нет образования. - Воспитание идёт через общение, поведение, урок, твоё отношение к делу, - говорит она. - С поправками в закон « Об образовании» ничего особо нового в нашей профессии не появилось. Но сейчас все надзорные органы пойдут в школу с проверками, добавится отчётности. А у педагога и без того контролёров хватает. Медики спрашивают за здоровое питание, прокуратура - за профилактику суицидов, ГИБДД - за обучение правилам дорожного движения. Мы в школе боремся со СПИДом, терроризмом, наркоманией, плюс должны провести профориентационные мероприятия, олимпиады, медосмотры, прививки, мониторинг соцсетей, родительский всеобуч... Нам уроки проводить некогда! Может, наверху думают, что всем этим вполне можно заниматься в свободное от 18-часовой нагрузки время. Но никто из учителей по 18 часов не работает, средняя нагрузка в 1,7 раза выше нормы, потому что нет кадров.

Нескончаемый квест

Казалось бы, если педагоги и раньше всё это выполняли, а сейчас ещё и получают за классное руководство ежемесячное вознаграждение в пять тысяч рублей, то чего же роптать?

- В европейских странах куратор - их вариант классного руководителя - ежемесячно получает на наши деньги 90-120 тысяч рублей, за эту зарплату он должен разослать контрольные работы по электронной почте, обеспечить явку детей на занятия. При этом в случае отсутствия ребёнка ответственность несут родители. У нас такого нет. Зарплата учителя в России ниже, чем у обслуживающего персонала в школе. Например, ставка учителя высшей категории составляет всего 6,6 тысячи рублей. Нужно просто повышать зарплату, а не выдумывать разные вознаграждения, - убеждена учитель обществознания, председатель первичной профсоюзной организации школы № 4 Шелехова Галина Устьянова. - Мы прекрасно понимаем, что с назначением надбавки за классное руководство государство получило полное право возлагать на нас всё новые требования. В противном случае включаются выговоры, дисциплинарные взыскания. А мы старой закалки, принимаем на свои плечи всё, что на них взваливают. Когда уйдёт наше поколение, кто останется учить детей? Выпускники педвузов и ссузов в школу не идут, они жить хотят, а не работать на износ.

Учитель Пивоваровской средней школы, председатель Совета молодых педагогов Иркутской области Нина Березовская добавляет:

- Учитель - это оголённый нерв нашего общества. Мы взбудоражены, в отличие от представителей других профессий, которые спокойные, умиротворённые. А педагог постоянно находится в нервном напряжении - только одно сделали, нужно браться за другое. Мы никогда не проходим этот квест до конца, нет удовлетворения от выполненной работы. В этом случае, думаю, надо либо с этим смириться, отодвигать синдром гиперответственности, меньше нервничать, думать о своём здоровье, либо уходить из школы.

«Только не мучайте проверками»

Психолог школы № 3 Усолья-Сибирского Екатерина Суворова уверена, что государст в о уже давно полностью освободило родителей от их прямых обязанностей - воспитания детей, и возложило это на школу. Даже на заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних спрашивают не родителей, а то, какую работу классный руководитель провёл с этим ребёнком, и где это зафиксировано.

- Воспитание осложняется и неадекватностью родителей, которые нередко просто перечёркивают все те ценности, которые в их детей вкладываются в школе, - говорит заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы № 11 Иркутска Нина Сергеева. - Порой звонишь родителям и говоришь, что ребёнок, допустим, пришёл в неуставной форме, некоторые реагируют нормально, а другие сразу пишут жалобу в министерство образования. А как можно вести образовательный и воспитательный процесс, если перед тобой сидит девятиклассница в декольте?

Валентина Федосеева, кстати, напомнила, что федеральным законом закреплено право школы устанавливать требования к одежде, форме учащихся, а родители обязаны это соблюдать. Но мамы и папы больше говорят не о своих обязанностях, а о правах, при этом указывая на то, что образование уже давно переведено государством в статус услуги.

- На данном этапе у нас одна защита - это профсоюз, - уверена учитель гимназии № 9 Усолья-Сибирского Елена Шестопалова. - Это защита и от государства, и от родителей, которые часто не адекватны, и от администрации школы.

Каждый должен заниматься своим делом: родители воспитывать своих детей, педагог в школе - давать основное образование, в «музыкалке» - дополнительное, психолог - помогать справиться с душевными проблемами. Но сейчас это всё взвалили на классного руководителя, сетуют педагоги. И добавляют: «Мы готовы всё это «тащить», только не мучайте проверками, не требуйте избыточной отчётности. Школа самобытна, это организм, в который не нужно влезать со своими бумажками. Там работают истинные патриоты родины».

Валентина Федосеева уверена, что для гармоничного развития образования, результативности необходимо пересмотреть отношение к учителям, высвободить их время, вернуться к норме в 18 рабочих часов в неделю, за которую педагог будет получать достойную зарплату. И тогда решится проблема дефицита кадров в школах, у учителя появится возможность выполнять другие функции.

Аргументы и Факты