В соответствии со статьей 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних...

...не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, против общественной безопасности; а также имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления.

При этом ограничения, установленные нормами статьи 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации распространяются не только на лиц, вступающих в непосредственный контакт с несовершеннолетними по роду их профессиональной деятельности, но и на всех работников образовательной организаций, в том числе административно-управленческий, технический и вспомогательный персонал, поскольку они также при осуществлении трудовой деятельности имеют возможность контакта с несовершеннолетними. Данная позиция содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 07 декабря 2012 № 52-КГПР12-2.

В соответствии с нормами статьи 65 Трудового кодекса Российской Федерации при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию, предъявляет работодателю справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Приказом МВД России от 27 сентября 2019 года № 660 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования (далее по тексту – Регламент). В соответствии с пунктом 2 Регламента заявителями являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства либо их уполномоченные представители, то есть физические лица. Согласно пункту 87 Регламента справка выдается заявителю в виде документа на бумажном носителе либо направляется заявителю в форме электронного документа в личный кабинет заявителя на Едином портале госуслуг или в МФЦ, с которым заключено соглашение о взаимодействии. Справка о наличии (отсутствии) судимости выдается заявителю в МФЦ в виде документа на бумажном носителе, подтверждающего содержание электронного документа, направленного в МФЦ.

При поступлении на работу все работники образовательной организации обязаны предъявлять работодателю справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям. Как следует из части первой статьи 65 Трудового кодекса Российской Федерации представлять такую справку работник обязан только при трудоустройстве, то есть один раз. Каких-либо норм, обязывающих работника представлять такую справку повторно после заключения трудового договора либо дающих работодателю право требовать от работников ежегодного предоставления такой справки, законодательство не содержит.

Следовательно, требование работодателя о ежегодном (периодическом) представлении работниками образовательной организации справок об отсутствии судимости является неправомерным, что также относится и к работникам, в отношении которых уголовное преследование было прекращено по такому реабилитирующему основанию, как отсутствие события преступления.

Дополнительно сообщаем, что статьей 331.1 Трудового кодекса Российской Федерации установлена обязанность работодателя отстранить от работы (не допускать к работе) работника в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних при получении от правоохранительных органов сведений о том, что данный работник подвергается уголовному преследованию за указанные выше преступления. Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период производства по уголовному делу до его прекращения либо до вступления в силу приговора суда.

Однако, следует заметить, что в соответствии со статьей 14 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации обвиняемый считается невиновным, пока его виновность в совершении преступления не будет доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда, а обвинительный приговор не может быть основан на предположениях (презумпция невиновности).

Таким образом, подозреваемые и обвиняемые, в том числе, и в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, считаются невиновными, пока их виновность не будет доказана, при этом факт возбуждения уголовного дела в отношении какого-либо работника сам по себе не свидетельствует о совершении этим лицом преступления, а говорит лишь о начале предварительного расследования по данному делу. В дальнейшем уголовное дело может быть направлено прокурору, а затем передано в суд либо прекращено, например, в связи с отсутствием в деянии события преступления. Следовательно, работник организации, в отношении которого уголовное дело было прекращено в связи с отсутствием события преступления, отнесен к числу тех лиц, на которых не распространяется запрет, установленный частью первой статьи 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации.

В случае если работник подвергается уголовному преследованию, соответствующие сведения об этом направляются в адрес работодателя правоохранительными органами, что также не требует предоставления работником, уже состоящим в трудовых правоотношениях с работодателем, справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям.