История Иркутской организации профессионального союза работников народного образования и науки была открыта на Первом губернском делегатском Съезде 15 - 22 августа 1920 года, на котором было провозглашено создание Иркутского губернского отдела всероссийского Союза работников просвещения и социалистической культуры (Иргубпроса).

 

Рождение профсоюзных организаций в образовании, как и в целом профсоюзов – не случайность, а объективная закономерность, обусловленная, прежде всего, социально-экономическими условиями в стране.

Объединительные процессы в учительской профессиональной среде зародились еще в XIX столетии. Согласно данным, содержащимся в архивных документах, иркутских летописях, библиографических и иных изданиях, начальной формой таких объединений были Съезды народных учителей и деятелей по народному образованию.

В 1896 году в рамках Нижегородской выставки, которую посетили учителя различных губерний России, был проведен неофициальный Съезд народных учителей.  После этого съезда (с 1897 по 1902 годы) число учитель­ских обществ в стране стало быстро расти.

Главными задачами общества взаимопомощи ставили заботу о материальном положении своих членов, оказании им помощи в выдаче пособий на лечение, устройство на обучение детей членов общества и т.д.

Основное внимание общества уделяли выдаче учителям единовременных пособий и ссуд. Для пополнения кассы общества использовались не только членские взносы, но и средства, полученные путем переговоров от го­родских Управ, целевые взносы на конкретные дела, например, устройство интерната, санаториев, филантропические взносы.

К числу «больных мест скромного труженика, народного учителя», общества относили «полное незнание ими своих прав и совершенную беспо­мощность в разрешении вопросов, предъявляемых жизнью». Поэтому для ре­шения этого вопроса общества проводили семинары, приобретали методи­ческую литературу.

Общества уделяли большое внимание росту своих рядов, проведению среди  членов и их семей «культурных мероприятий с чтением новей­ших книг, музицированием, устройством спектаклей, совершенствованием в владении иностранными языками».

Ежегодно члены обществ собирались на свои заседания.  У руководс­тва обществами стояли избираемые правления, которые ежегодно отчитыва­лись о своей работе.

Во время зимних каникул 1902-1903 г.г. был созван I Всероссийский Съезд учительских обществ взаимопомощи, который ставил главным образом задачи повышения образовательного уровня учителей, улучшения условий их труда, укрепления учительских объединений. На Съезде было принято решение о подготовке Устава Всероссийского Союза учительских обществ.

Одновременно в 1903-1904 годах демократически настроенные учителя видели спо­соб устранения невыгодных условий своего труда в объединении и создании Союза народных учителей.

На первое время Союзу народных учителей были поставлены задачи:

- расширение сети местных организаций по преимуществу из лиц учи­тельской среды;

- посредничество в сношениях с существующими организациями;

- помощь  членам Союза.

Первый Съезд представителей учительских организаций Союза, обос­новывая выше намеченные цели, постановил:

1) ...... 2) ...... 3).......

4) признавая профессиональное объединение вообще целесообразным, как основу прочного и устойчивого развития революционных организаций, не ограничивать состава Союза лишь лицами одной учительской профес­сии...( 9, 10).

В одной из листовок Союза народных учителей (1904 год) подчерки­валось, что « Учитель начинает играть не последнюю роль и что массовые увольнения неблагонадежных учителей уже входят в обычай. Съезд учителей обращался к учителям, стоящим на «полдороге» с го­рячим призывом к объединению: « Ваша работа оплачивается так скудно, что вы принуждены влачить жалкое существование, да и эта жизнь прохо­дит под постоянным надзором усердных слуг самодержавия. Вы лишены воз­можности собираться вместе, вместе делиться мыслью и опытом. Итак, товарищи, объединяйтесь же скорее около решения одной неот­ложной задачи. Для этой цели Центральное Бюро Союза народных учителей предлагает вам приступить к немедленной организации местных учитель­ских союзов».

Революционные выступления 1905 года дали мощный толчок к созданию профессиональных союзов, положили начало качественно новому эта­пу в развитии профессиональных объединений.

Первые профессиональные союзные организации педагогов объективно начали возникать под влиянием формирующегося в России рабочего движения, событий первой русской революции 1905-1907 г.г. Официально создание первого Всероссийского Союза учителей и деятелей по народному образованию было провозглашено на учредительном съезде в июне 1905 г. Сформулированные в Уставе задачи Союза включали коренную реорганизацию народного образования на началах свободы и демократии, введение всеобщего бесплатного среднего и высшего образования, коллективную разработку вопросов просвещения, организацию доступной юридической помощи учащим и учащимся, организацию взаимного страхования на случай потери рабочего места и др.

В августе 1917 г. на очередном всероссийском делегатском съезде организация получила новое наименование – Всероссийский Учительский Союз (ВУС). Отделения ВУС начали деятельность в Иркутской губернии. Так, представители Союза входили в состав губернских комиссий по закупке и распределению продуктов, была учреждена касса взаимопомощи, ставились вопросы об открытии в Иркутске педагогического музея и библиотеки. Учительские общественные организации направляли свои усилия преимущественно на просветительскую работу и взаимопомощь.

В условиях политического противостояния и гражданской войны учительский Союз раскололся, и уже в 1919 г. из него произошло выделение Союза учителей-интернационалистов, вставшего на позиции поддержки Советской власти, тогда, в июле 1919 г. на учредительном съезде было провозглашено создание нового Всероссийского Союза работников просвещения и социалистической культуры.

Новая страница в истории Иркутской организации профессионального союза работников народного образования и науки, охватывающая советский период ее деятельности, была открыта на Первом губернском делегатском Съезде 15-22 августа 1920 г., на котором было провозглашено создание Иркутского губернского отдела всероссийского Союза работников просвещения и социалистической культуры (Иргубпроса).

На Съезде были рассмотрены вопросы о целях и задачах и союзном строительстве, сформирован состав правления губернской организации. Среди наболевших проблем, которыми на первых порах пришлось заниматься Губпросу, были: освобождение школ от военного постоя; привлечение к работе в учреждениях, особенно в сельской местности, квалифицированных педагогических кадров; обеспечение школьных работников продуктами и мануфактурой; решение множества других, не менее злободневных для молодой советской школы, проблем.

Самыми важными вопросами профсоюзного строительства были тогда вопросы членства в профсоюзе, создание местных ячеек Союза в уездах и волостях, непосредственно в учебных заведениях. Провозглашенный вторым всероссийским Съездом профсоюзов территориально-производственный принцип построения союзных организаций был принят за основу, причем большинство активистов союзного движения посчитали, что членами Союза должны быть все работники.  В результате принятых мер уже к марту 1921 г. уездные и аймачные организации Союза были созданы во всех уголках Иркутской губернии, численность организации составила внушительную по тем временам цифру в 4368 человек.

В данный период истории большой вклад внесло иркутское учительство в ликвидацию неграмотности и малограмотности не только среди детей, но и взрослого населения, в организацию культурно-просветительной и политико-просветительной работы. В эти же годы начал действовать весьма популярный среди иркутских учителей и студентов Дом работников просвещения. Проводилась большая работа по решению кадровых проблем, нормированию труда, распределению учебной нагрузки и др.

В тридцатые годы параллельно с резким усилением партийного вмешательства в дела профсоюзов шел процесс передачи им ряда функций, обычно выполняемых государственными органами, в том числе после ликвидации в 1933 г. Наркомата труда. Обладая закрепленными государством правами по управлению средствами социального страхования, профсоюзы смогли в течение многих лет обеспечивать работников бесплатными и льготными путевками на санаторно-курортное лечение, в детские оздоровительные лагеря. Обеспечивать действительно нуждающихся в них работников на принципах социальной справедливости. Достаточно эффективно использовала свои права техническая инспекция труда профсоюза. В 1939 г. среди учителей области впервые было организовано социалистическое соревнование.

В годы становления и развития советского профессионального строительства именно активная деятельность Профсоюза лежала в основе мотивации профсоюзного членства. Так, на конец 1939 г. из общего числа работающих в образовании области 9974 человек и 2526 студентов (всего 12500) членами Профсоюза были 10625 человек (85%).

С распадом СССР, крупными политическими и социально-экономическими преобразованиями в обществе началось радикальное обновление профсоюзов России, формирование самостоятельных отраслевых и региональных профцентров.

В соответствии с решениями 1-го учредительного Съезда Профсоюза с начала 1991 года областная организация получила наименование Иркутской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РСФСР (в дальнейшем Российской Федерации). Это было время кардинального изменения общественно-политических и социально-экономических устоев.

В условиях перехода экономики государства к рыночным отношениям, связанными с ними кризисных явлений впервые в качестве приоритетной задачи Профсоюза была провозглашена защита социально-экономических и трудовых прав и интересов членов организации. Впервые в образовательных учреждениях области появились коллективные договоры, в городах и районах, в области и стране в целом - отраслевые соглашения.

И современных условиях социальное партнерство, представительство Профсоюза в областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, участие в заседаниях профильных комитетов, депутатских слушаниях и сессиях Законодательного Собрания области, представительство в коллегии Министерства образования региона, Совета ректоров вузов и иных позволяет привлечь внимание к наиболее актуальным проблемам не только в образовательной, но и во всей бюджетной сфере, перейти от забастовок и митингов, чем ознаменовался конец 20-го столетия, к переговорам, соглашениям, нормотворчеству. Именно через участие в законотворческой деятельности представилась возможность предпринять наиболее действенные шаги по защите прав и интересов работников. Профсоюз вступил на путь развития социального партнерства, понимая, что через переговорный процесс, через соглашения и коллективные договоры возможно регулировать весь круг проблем взаимоотношений наемного работника и работодателя.

Вместе с тем, такое направление деятельности, как оказание непосредственной правовой членам Профсоюза остается актуальным и в современных условиях. Это рассмотрение письменных и устных обращений членов Профсоюза, судебная защита, урегулирование возникших разногласий между работником и работодателем, а также разъяснение законодательства.

В современных условиях одним из важных направлений работы остается охрана труда, контроль за соблюдением требований к безопасности условий трудовой деятельности.

Поскольку, в условиях рыночной экономики работники бюджетной     сферы в сложных жизненных ситуациях нуждаются в материальной поддержке, Профсоюз существенное место в построении своих направлений работы уделяет решению задач по созданию эффективной адресной социальной защиты членов Профсоюза. Иркутским областным комитетом Профсоюза создан Фонд социальной защиты, действуют положения о материальной помощи.

Современный Профсоюз придаёт важное значение созданию условий для роста профессионализма учителей, воспитателей, др. работников образования. Оказывается поддержка участников профессиональных конкурсов, Иркутская областная организация Профсоюза входит в состав учредителей областного конкурса «Учитель года», «Воспитатель года» и др. Для профессионального развития, общения, отдыха, учета интересов разных сообществ в образовательной среде создаются комьюнити различной направленности.  Областная организация становится учредителем спортивных и интеллектуальных соревнований и слетов.

Сегодня областная организация Общероссийского Профсоюза образования - это 40 территориальных организаций Профсоюза (10 городских и 30 районных), 4 первичных профсоюзных организаций работников организаций высшего образования, 4 первичных профсоюзных организаций студентов организаций высшего образования, 22 первичные профсоюзные организации, действующие в образовательных организациях, учредителем которых является министерство образования Иркутской области. Общая численность Иркутской областной организации Общероссийского Профсоюза образования составляет 52614 человек.

На протяжении всей деятельности  Иркутская областная организация Профсоюза работников образования ставила перед собой задачу – адекватно реагировать на внешние изменения по отношению к образовательной среде со стороны органов власти и других субъектов образовательного процесса; разрабатывать и реализовывать меры по защите жизненно важных интересов работников образования в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, повышения квалификации и переподготовки, сохранения действующих социальных льгот.

Активная позиция, профессиональные подходы к работе, достигнутые реальные результаты в деятельности территориальных и Иркутской областной организации Общероссийского Профсоюза образования, верность принципам и традициям и в то же время актуальность и современность  позволяют с оптимизмом смотреть в будущее, утверждать: «Главное в нашей работе еще впереди!».  История продолжается…