По итогам заседания Совета Союза «Иркутское областное объединение организаций профсоюзов» от 24 ноября 2016 г. 24 ноября 2016 года состоялось заседание Совета Союза «Иркутское областное объединение организаций профсоюзов», на котором рассматривался вопрос «О задачах профсоюзных организаций Иркутской области в текущих социально-экономических условиях».
В работе Совета приняли участие первый заместитель губернатора – председатель правительства региона Александр Битаров, председатель Законодательного собрания Иркутской области Сергей Брилка, президент Иркутской региональной ассоциации работодателей «Партнерство товаропроизводителей и предпринимателей» Алексей Соболь, представители министерств и ведомств областного правительства, контролирующих органов (http://irkprof.ru/news/opredelilis-s-zadachami/).
В докладе председателя Иркутского Профобъединения А.Н. Оболкина было отмечено, что по двум важнейшим показателям (индексу промышленного производства и росту валового регионального продукта) по сравнению с российскими показателями область выглядит благополучно. Однако эти показатели, по мнению Совета, не повлияли на существенное улучшение жизненного уровня жителей области.
Так, реальная заработная плата в 2015 году составила 90,9% к уровню 2014 года, за 9 месяцев 2016 года – 97,4% к соответствующему периоду 2015 года, реальные располагаемые денежные доходы – 99,6% в 2015 году; 89,6% за 9 месяцев 2016 года. Уровень бедности превышает 20%.
Общая численность безработных, как было отмечено в выступлении А.Н. Оболкина, в 3 квартале 2016 года составила 112,5 тыс. человек (9,1% по методике МОТ). При этом по состоянию на 01.10.2016 г. уровень официально регистрируемой безработицы составил 1,1% экономически активного населения.
Председатель Профобъединенияназвал предложения профсоюзов по установлению МЗП в области на 2017 год для работников бюджетного и внебюджетного секторов экономики на уровне прожиточного уровня трудоспособного населения за IV квартал 2016 года абсолютно справедливыми. Пока же для работников внебюджетного сектора экономики МЗП установлена на уровне прожиточного минимума для трудоспособного населения, для работников бюджетного сектора на уровне 80%-85% прожиточного минимума для трудоспособного населения за 4 квартал 2015 года с территориальной дифференциацией.
Члены Совета Иркутского Профобъединения в своих выступлениях отмечали те проблемы, которые сегодня волнуют профсоюзные организации области. Все они, в основном, конечно же, касались низкой заработной платы, снижения социальных льгот и гарантий, выполнения майских Указов Президента.
В.Г. Федосеева от Иркутской областной организации Общероссийского Профсоюза образования предложила:
правительству Иркутской области, заместителям мэров по социальным вопросам на своих площадках, на площадках Законодательного собрания, депутатского корпуса местного самоуправления рассмотреть идею значимости социального партнёрства;
правительству Иркутской области:
- обратить внимание на стимулирование труда работников и на выделение дополнительных средств на минимальную заработную плату и на минимальный размер оплаты труда, которая выплачивается по судебным решениям, на необходимость индексации заработной платы;
- установить региональную поддержку для выпускников профессиональных образовательных организаций с целью закрепления их в Иркутской области, привлечения молодых специалистов образовательные организации;
- обратить внимание на проблемы социально бытового проживания, улучшения жилищных условий работников образования;
- разработать программу прогноза развития хотя бы одного муниципалитета;
членам Советаподдержать требования по заключению нового регионального соглашения о минимальной заработной плате в 2017 году науровне прожиточного уровня трудоспособного населения.
В своем выступлении В.Г. Федосеева обратила внимание всех присутствующих на продолжающуюся практику:
снижения размеров субвенции, снижения размеров средств на оплату труда работников в муниципальных образовательных учреждениях и областных государственных образовательных учреждениях в сравнении с 2015 годом;
понуждения образовательных организаций, руководителей органов управления образования, в целом органов местного самоуправления к оптимизации штатной численности;
достижения «Линейки показателей», которая дорого обходится для работников. Помимо физических и эмоциональных затрат, они лишаются стимулирующих выплат;
прохождения работниками медицинских осмотров за собственный счёт. Средства на проведение медицинских осмотров в целом ряде муниципалитетов в бюджеты не закладываются.
В начале февраля в Иркутское Профобъединение поступил ответ правительства Иркутской области на замечания и предложения, высказанные профактивом на Совете Союза «Иркутское областное объединение организаций профсоюзов».
На предложение профсоюзов разработать и реализовать дорожную карту по повышению реального содержания заработной платы в бюджетном секторе экономики Минтруда сообщило, что такое увеличение уже предусмотрено майскими Указами Президента: к 2018 году размер реальной зарплаты должен быть увеличен в 1,4 - 1,5 раза. Помимо реализации указов, повышение зарплаты в бюджетной сфере производится посредством программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, а также Регионального соглашения о минимальной заработной плате в Иркутской области на 2016 год. Численность работников бюджетной сферы, которая охвачена реализацией данных мероприятий, составляет 119,9 тысяч человек.
В ответе правительства сообщается, что за январь-октябрь 2016 года, по данным Иркутскстата, среднемесячная заработная плата работников Иркутской области составила 34 030,1 рубль, что на 6,4% выше, чем за аналогичный период 2015 года. В то же время, в 2016 году сохранялся высокий инфляционный фон - индекс потребительских цен на товары и услуги в области. За январь-октябрь прошлого года составил 109,1% (в 2015 году -114,3%). В результате реальная заработная плата за этот период по сравнению с аналогичным периодом 2011 года составила 103,5% (по России 106,2%). В рамках выполнения отдельных Указов Президента правительство региона утвердило план действий и целевые показатели, согласно которым реализуются мероприятия по совершенствованию оплаты труда, по созданию прозрачного механизма оплаты труда руководителей, выполняется трехстороннее соглашение, в том числе по повышению уровня реального содержания заработной платы работников с учетом инфляции.
На запрос профсоюзов о проведении анализа соотношения зарплаты в различных областях экономики Иркутской области с выработкой конкретных предложений и мер по снижению дифференциации заработной платы самых высокооплачиваемых и низкооплачиваемых групп работников, правительство сообщило, что осуществляет регулирование в бюджетной сфере и в государственных унитарных предприятиях. Так, в целях снижения дифференциации заработной платы работников госучреждений Законодательное собрание Иркутской области приняло закон от 27 декабря 2016 года № 131-03 «Об оплате труда работников государственных учреждений Иркутской области». В нем прописано, что разница между среднемесячной заработной платой руководителя, заместителей руководителя и главного бухгалтера и среднемесячной заработной платой иных работников государственного учреждения устанавливается в размере, не превышающем 6-кратного соотношения.
К большому сожалению, на предложения и проблемы, поступившие от Иркутской областной организации Общероссийского Профсоюза образования, правительство Иркутской области не ответило. Сложившаяся ситуация обязывает нас обратиться к председателю Иркутского Профобъединения А.Н. Оболкину с напоминанием, что члены Профсоюза образования ждут от правительства Иркутской области ответы на обозначенные в выступлении В.Г. Федосеевой «болевые точки» в системе образования.