История вопроса. Цели и задачи.
Исследования профессиональных компетенций учителей – программа мониторинга уровня подготовки учителей школ, начатая в 2015 году по инициативе Рособрнадзора:
в апреле-мае 2015 года - исследования уровня профессиональных компетенций учителей истории и обществознания, с учетом внедрения в школах концепции нового учебно-методического комплекса;
октябрь-ноябрь 2015 г. – предварительное исследование учителей русского языка и математики из 27 субъектов Российской Федерации.
23 декабря 2015 г. – Поручение Президента России Владимира Владимировича Путина 15-ПГС по итогам заседания Госсовета Председателю Правительства РФ Медведеву Д.А.: обеспечить формирование национальной системы учительского роста, направленной, в частности, на установление для педагогических работников уровней владения профессиональными компетенциями, подтверждаемыми результатами аттестации, а также на учет мнения выпускников общеобразовательных организаций, но не ранее чем через четыре года после окончания ими обучения в таких организациях, предусмотрев издание соответствующих нормативных правовых актов (доклад – до 1 июля 2016 г., далее – ежегодно).
Таким образом, исследование компетенций учителей – одна из составляющих национальной системы учительского роста.
Как указано в Аналитических материалах по результатам проведения исследования компетенций учителей русского языка, литературы и математики Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (2016 г.), разрабатываются модели оценки компетенций учителей, которая (оценка) должна стать одним из альтернативных способов прохождения аттестации.
Реализация моделей оценки компетенций учителей была запланирована в три этапа:
2015-2016 учебный год – разработка и апробация модели оценки предметных компетенций в соответствии с действующим проектом профессиональных стандартов, разработка объективных критериев оценки компетенций;
2016-2017 учебный год – доработка и апробация модели оценки компетенций в соответствии с измененным проектом профессиональных стандартов (шкалы для оценки уровней сформированности компетенций);
2017-2018 учебный год – массовая апробация модели оценки компетенций учителей.
Модель оценки компетенций разрабатывается, исходя из того, что оценка является составной частью системы профессионального роста учителя.
Помимо оценки компетенций такая система должна включать:
1) механизмы стимулирования;
2) процедуры повышения квалификации, помогающие учителю устранить проблемы в его профессиональной подготовке;
3) механизмы профессиональной помощи и поддержки учителей, например, в форме консультативной помощи тем, кто в ней заинтересован;
4) механизмы развития среды профессионального общения (по результатам исследований около 90% учителей являются пользователями социальных сетей, причем около 40% используют их, в том числе, для профессионального общения).
В апреле-мае 2016 года были проведены процедуры исследования компетенций учителей русского языка, литературы и математики.
Некоторые выводы о компетенциях учителей включены в аналитические отчеты по результатам Национальных исследований качества образования (НИКО). Например, один из выводов состоит в том, что внутри регионов результаты участников НИКО в целом согласуются с заявленным уровнем квалификации учителей, т.е., результаты обучающихся у учителей с высшей квалификационной категорией в каждом регионе выше, чем результаты обучающихся у учителей, аттестованных на соответствие. Однако между регионами разница в результатах существенно более значимая, т.е., учителя с высшей квалификационной категорией из одних регионов учат хуже, чем учителя, аттестованные на соответствие, в других. Это, по мнению Рособрнадзора, подтверждает актуальность проблемы создания единого общероссийского инструментария оценки компетенций учителей.
В Аналитической записке Рособрнадзора (2016 год, часть 1) определены принципы составления инструментария для оценки компетенций учителя:
приоритет предметной подготовки (определяет уровень предметной подготовки учителя как один из наиболее важных параметров с точки зрения способности учителя содержательно обеспечивать эффективный учебный процесс по образовательным программам заявленного уровня);
ориентация на результаты обучения (исходя из структуры ФГОС, описание требований к результатам обучения, оцениваются умения учителя: планировать рабочую программу с учетом необходимости достижения планируемых результатов; учитывать индивидуальные особенности обучающегося, его интересы и склонности при формировании индивидуальной образовательной траектории; обеспечить реализацию индивидуальных образовательных траекторий обучающихся; объективно оценить достижение обучающимися планируемых результатов и при необходимости осуществлять коррекцию методики и организационных аспектов обучения; выполнить оценку ответов и решений обучающегося в соответствии со стандартизированными критериями оценивания).
В рамках исследований выполняется диагностическая работа . В рамках данного исследования реализуется оценка основных компетенций:
Блок 1. Предметная подготовка
Блок 2. Методика преподавания,
Блок 3. Оценивание
В рамках исследований оцениваются профессиональные компетенции учителей-предметников, которые определены на основе профессионального стандарта педагога и федерального государственного образовательного стандарта, а также собираются общие социологические данные об учителях.
Модель уровневой оценки компетенций учителей
На Межрегиональной конференции по оценке качества образования «Развитие единой системы оценки качества образования – опыт и перспективы», состоявшейся в июле 2017 г., Российский государственный педагогический университет представил разработанную модель уровневой оценки компетенций учителей и планы ее апробации с участием учителей русского языка и математики в 2017 году.
Определены виды, этапы оценки компетенций:
1. Диагностическая работа: |
||
тестирование (минимум 10 заданий - 2 часа для выполнения, время фиксировано);
|
решение методических задач с развернутым ответом (3 задачи – 2 часа для выполнения, время фиксировано);
|
решение профессиональной задачи (1 задача на выбор учителя – по содержанию может быть связана с уроком – 1 – 5 дней). |
Для сведения:авторы модели считают, что умение решать задачи диагностической работы позволяет сделать вывод об умении учителя решать профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, личностных и профессиональных ценностей. По результатам диагностической работы тестируемый учитель может получить один из трех уровней диагностируемых компетенций: |
||
Уровень I. Умеет решать задачи, связанные со знанием предмета и методикой преподавания предмета, в рамках программы (программ), умеет привести примеры из реального педагогического опыта |
Уровень II. Умеет решать задачи, связанные со знанием предмета и методикой преподавания предмета, в рамках программы (программ) в измененной ситуации, умеет привести соответствующие примеры из реальной практики.
|
Уровень III. Умеет решать задачи, связанные со знанием предмета и методикой преподавания предмета, в рамках программы (программ) в ситуации неопределенности условий задачи, умеет привести соответствующие примеры из реальной практики. |
2. Опросник для учителей |
||
Не менее 15 вопросов, направленные на выявление опыта работы и квалификации учителя и особенностей выполнения им профессиональных обязанностей использование методических материалов, использование ИКТ, оценивание учебных достижений и т.п. |
||
3. Видеотрансляция или видеозапись урока |
||
Как способ оценки реального опыта учителя в контексте предложенного им решения профессиональной задачи диагностической работы. |
||
Процедура апробации. Прохождение процедуры исследования участником
|
По сведениям Рособрнадзора в апробации модели уровней оценки профессиональной компетентности учителей русского языка и литературы приняли участие свыше 4,5 тыс. учителей из 13 субъектов Российской Федерации.
Участие субъектов и учителей в апробации проходило на добровольной основе.
В 2018 году Рособрандзор продолжает апробацию по предметам в 20 субъектах Российской Федерации:
«История», «Обществознание», «Экономика», «Право», «Россия в мире», «Русский язык и литература», «Математика и информатика», «Родной язык и родная литература», «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Насколько нам известно, Иркутская область в число 20 субъектов Российской Федерации, в которых будет проходить апробация уровневой оценки профессиональной компетенции учителей, не входит.
Как сказал на заседании Экспертного совета по соблюдению прав и социальной защите педагогических и научных работников при Комитете Государственной Думы по образованию и науки 2 декабря 2017 г. Анзор Мурзаев, заместитель руководителя Рособрнадзора: « Всем регионам, участвовавшим в апробации, мы дали жесткую установку, что никаких административных шагов по ее итогам – наказания, увольнения, лишения премий – быть не должно. Наша основная позиция, для чего нужны такие исследования и оценка конкретного учителя, чтобы по результатам данной оценки выстраивать правильную работу институтов повышения квалификации».
Мнение экспертов заключается в следующем: апробация дает возможность посмотреть знание учителей на предмет знания своего предмета, которому он учит. От уровня знания предмета учителем зависит качественное образование.
Позиция Общероссийского Профсоюза образования: апробация должна проходить на принципах добровольности участия, конфиденциальности результатов.
Исследование компетенций учителей в Иркутской области:
Как уже было сказано выше, Иркутская область в число субъектов Российской Федерации по апробации уровневой оценки на 2018 год не входит.
Между тем, на основании распоряжения министерства образования Иркутской области №810-мр от 01 декабря 2016 г. «О проведении мероприятий, направленных на исследование качества образования в Иркутской области на 2016-2017 учебный год» в период с 27 по 31 марта 2017 года проведена неперсонифицированная диагностика предметных и надпредметных знаний и умений учителей образовательных организаций Иркутской области
Цель – содействие повышению качества подготовки педагогов системы образования Иркутской области.
Диагностическая работа была направлена на исследование уровня предметной, методической подготовки учителей и оценочной деятельности педагогов (См.: Аналитический отчет ГАУ ДПО ИО «Институт развития образования Иркутской области по результатам проведения исследования компетенций учителей общеобразовательных организаций Иркутской области).
В диагностическом исследовании компетенций учителей приняли участие педагогические работники, представляющие 11-ть предметных областей по которым проводится единый государственный экзамен (русский язык, математика, литература, обществознание, история, география, английский язык, биология, химия, физика, информатика), а также учителя физической культуры, начальной школы, ОБЖ и музыки из 15-ти муниципальных образований Иркутской области, двух кадетских корпусов и одной СОШ города Иркутска ( г. Ангарск, г. Зима, г. Саянск, г. Черемхово, г. Бодайбо и район, Усольский район, Ольхонский район, Боханский район, Осинский район, Баяндаевский район, Нукутский район, Эхирит-Булагатский район, Аларский район, Киренский район, Куйтунский район).
Участников исследования заявляли муниципальные методические службы. Предполагалось участие 5649 учителей :
Русский язык – 545, Математика – 518, Литература – 435, Обществознание – 276, История – 277, География – 208, Английский язык – 407, Биология – 231, Химия – 193, Физика – 223, Информатика – 245, Физическая культура – 369, Начальная школа – 1366, ОБЖ – 201, Музыка – 155
В итоге Общее количество педагогов, принявших участие в диагностике – 4615 человек или 82% от числа заявленных.
Педагоги выполняли комбинированную работу, состоящую из трех блоков:
I.Задания на выявление предметных знаний базового, повышенного и высокого уровней.
II. Задания по оценочной деятельности педагогов.
III. Задания на выявление методической компетентности педагогов (образовательные технологии, работа с детьми с ОВЗ, методика преподаваемого предмета).
В рамках исследования также было проведено анкетирование педагогов по трём разделам:
1. Обеспечение академических успехов в школе.
2. Использование средств ИКТ на уроке.
3. Повышение квалификации педагогов.
Диагностика компетенций учителей проводилась в дистанционном режиме с использованием среды MOODLE. Задания для первого и второго блока диагностического инструментария были предложены специалистами предметных кафедр Института развития образования.
В марте 2018 года предусмотрена диагностика учителей с выявлением предметных и надпредметных знаний и умений в марте 2018 г. ( Распоряжение министерства образования Иркутской области от 31.10.2017 г. № 644-МР «О проведении мероприятий, направленных на исследование качества образования в Иркутской области на конец 2017 г. и на 2018 г.»).
Исходя из этого, в соответствии с действующим трудовым законодательством, учителя должны привлекаться к исследованию только на добровольной основе на основе методов убеждения, разъяснения, а не в принудительном порядке.
Отказ работника от участия в исследовании не вправе сопровождаться такими негативными последствиями, как отмена выплат стимулирующего характера по показателям, критериям, которые установлены Положением об оплате труда. Правовых оснований для применения мер дисциплинарного характера (замечания, выговор, и конечно же, увольнения) также не имеется.
С уважением, Председатель В.Г.Федосеева