История вопроса. Цели и задачи.
Исследования профессиональных компетенций учителей – программа мониторинга уровня подготовки учителей школ, начатая в 2015 году по инициативе Рособрнадзора:

в апреле-мае 2015 года   - исследования уровня профессиональных компетенций учителей  истории и обществознания, с учетом внедрения в школах концепции нового учебно-методического комплекса;

октябрь-ноябрь 2015 г. – предварительное исследование  учителей русского языка и математики из 27 субъектов Российской Федерации.

23 декабря 2015 г.   – Поручение Президента России Владимира Владимировича Путина 15-ПГС по итогам  заседания Госсовета Председателю Правительства РФ Медведеву Д.А.:  обеспечить формирование национальной системы учительского роста, направленной, в частности, на установление для педагогических работников уровней владения профессиональными компетенциями, подтверждаемыми результатами аттестации, а также на учет мнения выпускников общеобразовательных организаций, но не ранее чем через четыре года после окончания ими обучения в таких организациях, предусмотрев издание соответствующих нормативных правовых актов (доклад – до 1 июля 2016 г., далее – ежегодно).

Таким образом, исследование компетенций учителей – одна из составляющих национальной системы учительского роста.

Как указано в  Аналитических материалах по результатам проведения исследования компетенций учителей русского языка, литературы и математики  Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (2016 г.),  разрабатываются модели оценки компетенций учителей, которая (оценка) должна стать одним из альтернативных способов прохождения аттестации.

Реализация  моделей оценки  компетенций учителей была запланирована  в три этапа:

2015-2016  учебный год  – разработка и апробация модели оценки предметных компетенций в соответствии с действующим проектом профессиональных стандартов,  разработка объективных критериев оценки компетенций;

2016-2017 учебный  год – доработка и апробация модели оценки компетенций в соответствии  с измененным проектом профессиональных стандартов (шкалы для оценки уровней сформированности компетенций);

2017-2018 учебный год – массовая апробация модели оценки компетенций учителей.

Модель оценки компетенций разрабатывается, исходя из того, что оценка является составной частью системы профессионального роста учителя.

Помимо оценки компетенций такая система должна включать:

1) механизмы стимулирования;

2) процедуры повышения квалификации, помогающие учителю устранить проблемы в его профессиональной подготовке;

3) механизмы профессиональной помощи и поддержки учителей, например, в форме консультативной помощи тем, кто в ней заинтересован;

4) механизмы развития среды профессионального общения (по результатам исследований около 90% учителей являются пользователями социальных сетей, причем около 40% используют их, в том числе, для профессионального общения).

В апреле-мае 2016 года были проведены процедуры исследования компетенций учителей русского языка, литературы и математики.

Некоторые выводы о компетенциях учителей включены в аналитические отчеты по результатам Национальных исследований качества образования (НИКО).  Например, один из выводов  состоит в том, что внутри регионов результаты участников НИКО в целом согласуются с заявленным уровнем квалификации учителей, т.е., результаты обучающихся у учителей с высшей квалификационной категорией в каждом регионе выше, чем результаты обучающихся у учителей, аттестованных на соответствие. Однако между регионами разница в результатах существенно более значимая, т.е., учителя с высшей квалификационной категорией из одних регионов учат хуже, чем учителя, аттестованные на соответствие, в других.  Это, по мнению Рособрнадзора,  подтверждает актуальность проблемы создания единого общероссийского инструментария оценки компетенций учителей.

В Аналитической записке Рособрнадзора  (2016 год, часть 1) определены принципы составления инструментария для оценки компетенций учителя:

приоритет предметной подготовки (определяет уровень предметной подготовки учителя как один из наиболее важных параметров с точки зрения способности учителя содержательно обеспечивать эффективный учебный процесс по образовательным программам заявленного уровня);

ориентация на результаты обучения (исходя из структуры ФГОС, описание требований к результатам обучения, оцениваются умения учителя: планировать рабочую программу с учетом необходимости достижения планируемых результатов;  учитывать индивидуальные особенности обучающегося, его интересы и склонности при формировании индивидуальной образовательной  траектории; обеспечить  реализацию индивидуальных образовательных траекторий обучающихся; объективно оценить достижение обучающимися планируемых результатов и при необходимости осуществлять коррекцию методики и  организационных аспектов обучения; выполнить оценку ответов и решений обучающегося в соответствии со стандартизированными критериями оценивания).

В рамках исследований выполняется диагностическая работа . В рамках данного исследования реализуется оценка основных компетенций:

Блок 1. Предметная подготовка

Блок 2. Методика преподавания,

Блок 3. Оценивание

В рамках исследований оцениваются профессиональные компетенции учителей-предметников, которые определены на основе профессионального стандарта педагога и федерального государственного образовательного стандарта, а также собираются общие социологические данные об учителях.

 

Модель  уровневой оценки компетенций учителей

На Межрегиональной конференции по оценке качества образования «Развитие единой системы оценки качества образования – опыт и перспективы», состоявшейся в июле 2017 г.,  Российский государственный педагогический университет представил разработанную модель уровневой оценки компетенций учителей и планы ее апробации с участием учителей русского языка и математики в 2017 году.

Определены виды, этапы оценки компетенций:

 

1. Диагностическая работа:

тестирование (минимум 10 заданий -   2 часа для выполнения, время фиксировано);

 

 решение методических задач с развернутым ответом (3 задачи – 2 часа для выполнения, время фиксировано);

 

решение профессиональной задачи (1 задача на выбор учителя – по содержанию может быть связана с уроком – 1 – 5 дней).

Для сведения:авторы модели считают, что умение решать задачи диагностической работы позволяет сделать вывод об умении учителя решать профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, личностных и профессиональных ценностей.

По результатам диагностической работы тестируемый учитель может получить один из трех уровней диагностируемых компетенций:

Уровень I. Умеет решать задачи, связанные со знанием предмета и методикой преподавания предмета, в рамках программы (программ), умеет привести примеры из реального педагогического опыта

Уровень II. Умеет решать задачи, связанные со знанием предмета и методикой преподавания предмета, в рамках программы (программ) в измененной ситуации, умеет привести соответствующие примеры из реальной практики. 

 

Уровень III. Умеет решать задачи, связанные со знанием предмета и методикой преподавания предмета, в рамках программы (программ) в ситуации неопределенности условий задачи, умеет привести соответствующие примеры из реальной практики.

2. Опросник для учителей

Не менее 15 вопросов, направленные на выявление опыта работы и квалификации учителя и особенностей выполнения им профессиональных обязанностей использование методических материалов, использование ИКТ, оценивание учебных достижений и т.п.

3. Видеотрансляция или видеозапись урока

Как способ оценки  реального опыта учителя в контексте предложенного им решения профессиональной задачи диагностической работы.

Процедура апробации. Прохождение процедуры исследования участником

  • В личном кабинете на портале ABBYY Мониторинг участник приступает к прохождению каждого этапа исследования:
  • Заполнение опросника – внесение контекстной информации о себе
  • Тестирование - выполнение заданий, подразумевающих краткий ответ в виде онлайн тестирования
  • Решение методических задач
  • Решение профессиональной задачи
  • Загрузка видеозаписи урока
  • Просмотр результатов

По сведениям Рособрнадзора в апробации модели уровней оценки профессиональной компетентности учителей русского языка и литературы  приняли участие свыше 4,5 тыс. учителей из 13 субъектов Российской Федерации.

Участие  субъектов  и учителей в апробации проходило на добровольной основе.

В 2018 году  Рособрандзор продолжает апробацию  по  предметам в 20 субъектах Российской Федерации:

«История», «Обществознание», «Экономика», «Право», «Россия в мире», «Русский язык и литература», «Математика и информатика», «Родной язык и родная литература», «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Насколько нам известно, Иркутская область в число 20 субъектов Российской Федерации, в которых будет проходить апробация уровневой  оценки профессиональной компетенции учителей, не входит.

Как сказал  на заседании Экспертного совета по соблюдению прав и социальной защите педагогических и научных работников при Комитете Государственной Думы  по образованию и науки 2 декабря 2017 г. Анзор Мурзаев, заместитель руководителя Рособрнадзора: « Всем регионам, участвовавшим в апробации, мы дали жесткую установку, что никаких административных шагов по ее итогам – наказания, увольнения, лишения премий – быть не должно. Наша основная позиция, для чего нужны такие исследования и  оценка конкретного учителя, чтобы по результатам данной оценки выстраивать правильную работу институтов повышения квалификации».

Мнение экспертов заключается в следующем: апробация дает возможность посмотреть знание учителей на предмет знания своего предмета, которому он учит. От уровня знания предмета учителем зависит  качественное образование.

Позиция Общероссийского Профсоюза образования:    апробация должна проходить на принципах добровольности участия, конфиденциальности результатов.

Исследование  компетенций учителей  в Иркутской области:

Как уже было сказано выше, Иркутская область в число субъектов Российской Федерации по апробации уровневой оценки на 2018 год не  входит.

Между тем, на основании распоряжения  министерства образования Иркутской области №810-мр от 01 декабря 2016 г. «О проведении мероприятий, направленных на исследование качества образования в Иркутской области на 2016-2017 учебный год»  в период с 27 по 31 марта 2017 года проведена неперсонифицированная диагностика предметных и надпредметных  знаний и умений учителей образовательных организаций Иркутской области

Цель – содействие   повышению качества подготовки педагогов системы образования Иркутской области.

Диагностическая работа была направлена на исследование уровня предметной, методической подготовки учителей и оценочной деятельности педагогов (См.: Аналитический отчет  ГАУ ДПО ИО «Институт развития образования Иркутской области  по результатам проведения исследования компетенций учителей общеобразовательных организаций Иркутской области).

В диагностическом исследовании компетенций учителей приняли участие педагогические работники, представляющие 11-ть предметных областей по которым проводится единый государственный экзамен (русский язык, математика, литература, обществознание, история, география, английский язык, биология, химия, физика, информатика), а также учителя физической культуры, начальной школы, ОБЖ и музыки из 15-ти муниципальных образований Иркутской области, двух кадетских корпусов и одной СОШ города Иркутска ( г. Ангарск,  г. Зима,  г. Саянск,  г. Черемхово, г. Бодайбо и район,  Усольский район,  Ольхонский район,  Боханский район,  Осинский район,  Баяндаевский район, Нукутский район,  Эхирит-Булагатский район,  Аларский район,  Киренский район, Куйтунский район).

Участников исследования заявляли муниципальные методические службы. Предполагалось участие  5649 учителей :  

Русский язык – 545, Математика – 518, Литература – 435, Обществознание – 276, История – 277, География – 208,  Английский язык – 407,  Биология – 231,  Химия – 193, Физика – 223, Информатика – 245, Физическая культура – 369, Начальная школа – 1366,  ОБЖ – 201,  Музыка – 155

В итоге Общее количество педагогов, принявших участие в диагностике – 4615 человек или 82% от числа заявленных.

 

Педагоги выполняли комбинированную работу, состоящую из трех блоков:

I.Задания на выявление предметных знаний базового, повышенного и высокого уровней.

II. Задания по оценочной деятельности педагогов.

III. Задания на выявление методической компетентности педагогов (образовательные технологии, работа с детьми с ОВЗ, методика преподаваемого предмета).

В рамках исследования также было проведено анкетирование педагогов по трём разделам:

1. Обеспечение академических успехов в школе.

2. Использование средств ИКТ на уроке.

3. Повышение квалификации педагогов.

Диагностика компетенций учителей проводилась в дистанционном режиме с использованием среды MOODLE. Задания для первого и второго блока диагностического инструментария были предложены специалистами предметных кафедр Института развития образования.

В марте 2018 года предусмотрена диагностика учителей с выявлением предметных и надпредметных знаний и умений в марте 2018 г. ( Распоряжение министерства образования Иркутской области от 31.10.2017 г. № 644-МР «О проведении мероприятий, направленных на исследование качества образования в Иркутской области на конец 2017 г. и на  2018 г.»).

Исходя из этого, в соответствии  с  действующим трудовым законодательством,  учителя должны привлекаться к исследованию только на добровольной основе на основе методов убеждения, разъяснения, а не в принудительном порядке.

Отказ работника от участия в исследовании  не вправе сопровождаться такими негативными последствиями, как  отмена выплат стимулирующего характера по показателям, критериям, которые установлены Положением об оплате труда. Правовых оснований для  применения мер дисциплинарного характера (замечания, выговор, и конечно же, увольнения) также не имеется.

С уважением, Председатель В.Г.Федосеева