Общероссийский Профсоюз образования направил в адрес Рособрнадзора обращение по итогам анализа результатов исследования Рособрнадзора по оценке компетенций учителей.
По мнению Профсоюза, полученные результаты недопустимы к обнародованию, поскольку неоднозначно воспринимаются профессиональным сообществом и некорректно отражаются средствами массовой информации, тем самым снижая авторитет учителя в обществе.
Кроме того, по мнению Профсоюза, проведенное исследование имеет следующие риски и проблемные вопросы:
1. Отсутствие нормативно-правовых оснований для оценки компетенций учителей. Оценка уровня квалификации педагогического работника по действующему законодательству осуществляется посредством процедуры аттестации.
Проведение аттестации работника может осуществляться либо по инициативе работодателя (на соответствие занимаемой должности), либо по инициативе работника (на квалификационную категорию). Никаких иных процедур по оценке квалификации педагога действующим законодательством не предусмотрено. Более того, понятие «профессиональная компетентность» не имеет закрепления в нормативных правовых актах, регулирующих трудовые отношения работников сферы образования в части предъявления требований к уровням или качеству его профессиональной деятельности.
2. Отсутствие полномочий по оценке компетенций. Полномочия по оценке профессиональных компетенций педагогических работников у Рособрнадзора в настоящее время отсутствуют: ведомство имеет право организовывать проведение необходимых расследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также исследований, в том числе научных, лишь в установленной сфере деятельности (п. 6.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г.).
3. Подмена целеполагания в содержании исследований. Целью проводимого исследования компетенций учителей было формирование контрольно-измерительных материалов по оценке профессиональных компетенций (письмо Рособрнадзора от 29.08.2018 г. №05-307 «О проведении в 2018 году исследования компетенций учителей»).
Таким образом, результатами исследований не должна являться оценка педагогических работников. Более того, такая оценка педагогических работников не может осуществляться по материалам, не прошедшим общественно-профессиональной экспертизы, без обсуждения и принятия соответствующего нормативного правового акта Минпросвещения России (принятие порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность в установленной сфере ведения, относится к компетенции Минпросвещения России (ч. 4 ст. 49 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; п. 4.2.19 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. № 884)).
4. Нарушение методики проведения исследований. Изучение явлений или феноменов в социальной сфере, в том числе в сфере образования, опирается на необходимость неукоснительного следования соответствующим научным методам. Так, на этапе разработки контрольных измерительных материалов для оценки профессиональных качеств специалистов формируемая экспериментальная выборка может быть не более 300 испытуемых (а не 1000 и более). Таким образом, для разработки контрольно-измерительных материалов для оценки компетенций учителей необходимость в больших выборках отсутствует.
5. Риск оттока учителей из сферы образования. Зарубежные и отечественные исследования показывают, что использование дефицитарного подхода (в отрыве от системного), направленного на выявление профессиональных дефицитов работника, негативно влияет на его «уверенность в собственной профессиональной эффективности», утрата которой служит ключевым фактором в принятии работником решения о смене работы. В условиях нарастания профессиональной неудовлетворенности учителей, связанной с ростом их педагогической нагрузки (следствие мер по доведению их размера оплаты до средней по региону), ростом государственных требований к результатам качества образования, ростом требований со стороны родительской общественности при общем снижении финансового обеспечения и социального благополучия педагогических работников, осуществляемая оценка профессиональных компетенций может стать дополнительным негативным фактором, воздействующим на мнения учителей о своей роли в профессии.
Исходя из вышеизложенного, Общероссийский Профсоюз образования считает необходимым обеспечить всестороннее обсуждение проблемных вопросов с привлечением специалистов Рособрнадзора, Минпросвещения России, других организаций, в том числе экспертов профессиональных (предметных) ассоциаций, а также учителей, принимавших участие в исследовании. Профсоюз выразил готовность на участие в данном обсуждении.
Обращение передано 19 ноября 2019 г. во время рабочей встречи Меркуловой Г.И., Председателя Общероссийского Профсоюза образования, с руководителем Рособрнадзора С.С.Кравцовым, на которой также было подписано Соглашение о взаимодействии Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации.