20 ноября 2018 г. Общероссийский Профсоюз образования направил Министру труда и социальной защиты Российской Федерации М.А.Топилину обращение о необходимости незамедлительного разъяснения по вопросам назначения досрочной страховой пенсии по старости педагогическим работникам в соответствии с п.19 ч.1 ст.20 Федерального закона «О страховых пенсиях» с учетом изменений, введенных Федеральным законом от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» (далее – ФЗ № 350).

* Напомним, Федеральный закон № 350 установил, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста, назначается не ранее сроков, указанных в приложении № 7 к Федеральному закону № 400:

Год возникновения права на страховую пенсию по старости

Сроки назначения страховой пенсии по старости

2019

Не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости

2020

Не ранее чем через 24 месяца со дня возникновения права на страховую пенсию по старости

2021

Не ранее чем через 36 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости

2022

Не ранее чем через 48 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости

2023 и последующие годы

Не ранее чем через 60 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости

Согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона № 350,  гражданам, которые указаны, в том числе в п.19 ч.1 ст. 20 Федерального закона «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных, в том числе приложением 7, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

Общероссийский Профсоюз образования обращает внимание на то, что в настоящее время не установлен порядок установления юридического факта (даты) возникновения права на страховую пенсию по старости.

Исходя из  п.4 ст.5 Федерального закона «О страховых пенсиях», эта норма закона позволяет обращаться за назначением страховой пенсии в любое время после возникновения права на страховую пенсию без ограничения каким-либо сроком.

Таким образом, по мнению Профсоюза, начиная с 1 января 2019 года не имеется оснований для отказа в приеме заявлений  от лиц,  у  которых,  как они считают, имеется необходимый стаж – 25 лет педагогической деятельности в образовательных учреждениях для детей. Однако  законодательством не определен механизм установления юридического факта года (даты) возникновения права на страховую пенсию.

Профсоюз отмечает,  что от  того, как будет зафиксирован факт наличия права на досрочную страховую пенсию будет зависеть право работников на предоставление мер социальной поддержки (например, при наличии звания «Ветеран труда»).

В этой связи, Общероссийский Профсоюз образования считает, что федеральным нормативным правовым актом должно быть урегулировано следующее:

1. Определить, каким образом должен подтверждаться  юридический  факт (дата) возникновения права на досрочное назначение страховой пенсии;

2. Разрешить вопрос обращения лиц, не менее 25 лет осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей и у которых (по их мнению) возникло право на назначение досрочной страховой пенсии, в пенсионные органы с целью подтверждения юридического факта (даты) возникновения права на назначение  досрочной страховой пенсии до наступления сроков реализации  этого права, установленных приложением № 7 (в редакции Федерального закона № 350);

3. Определить каким образом будет определяться размер досрочной страховой пенсии при наступлении срока реализации этого права в случаях:

– продолжения  работы в прежней должности в учреждениях для детей;

- продолжения работы в других сферах, не связанных с педагогической деятельностью;

- оставления работы до наступления срока назначения досрочной пенсии.

По мнению Общероссийского Профсоюза образования, для исключения случаев ущемления прав работников, необходимо незамедлительноподготовить соответствующие разъяснения по изложенным выше вопросам, связанным с применением положений Федерального закона от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ.

Приложение: Письмо Общероссийского Профсоюза образования (PDF)

 

С уважением,
Председатель В.Г.Федосеева