В рамках публичного отчёта Центрального Совета Профсоюза за 2018 год определены 12 главных достижений Профсоюза в 2018 году.
I. Содействие росту уровня доходов.
Главное достижение – содействие законодательному установлению выплаты педагогическим работникам компенсации за работу по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации (ГИА).
В связи с фактическим использованием в ряде субъектов РФ (на фоне оптимизации бюджетных расходов) механизмов неоплачиваемого заёмного и принудительного труда педагогических работников в целях привлечения их к подготовке и проведению ГИА, а также в соответствии с определённой Профсоюзом и Минобрнауки России задачей добиваться выплаты им компенсации за работу по подготовке и проведению не только ЕГЭ, но и ГИА в 9-х классах был подготовлен законопроект, предусматривающий выплату педагогическим работникам компенсации за работу по подготовке и проведению ГИА по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в любых формах. Соответствующий закон был принят (с учётом позиции Профсоюза) в 2018 году.
II. Обеспечение достойных условий труда.
Главное достижение – создание предпосылок для ограничения объёма отчётности различных категорий педагогических работников.
В целях устранения избыточной отчётности работников образования и на основании предложения профсоюзной стороны в 2018 г. подготовлены и обнародованы совместные разъяснения Минобрнауки России и Профсоюза, конкретизирующие возможные должностные обязанности воспитателей и педагогов дополнительного образования детей, связанные с разработкой и ведением ими документации. Эти рекомендации существенно ограничивают её перечень по сравнению с тем, который составляется на практике. Кроме того, Профсоюз обратился к Председателю Правительства РФ Д.А. Медведеву с предложением поручить уполномоченным федеральным органам исполнительной власти принять в установленной для них сфере деятельности нормативные правовые акты, определяющие перечень информационных и иных материалов, представляемых образовательными организациями.
III. Социальная поддержка.
Главное достижение – внедрение федеральной дисконтной программы для членов Профсоюза.
В 2018 г. в Профсоюзе стартовал пилотный проект по переходу на единый электронный профсоюзный билет, предусматривающий в том числе социальную поддержку членов Профсоюза посредством совмещённой с ним и действующей в каждом субъекте РФ дисконтной программы по предоставлению скидок и бонусов для приобретения широкого спектра товаров и услуг, а также кредитов на льготных условиях. К участию в данном эксперименте приступили уже 18 (22,5 %) региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза и входящие в их структуру местные и первичные организации, на учёте в которых состоят свыше 1 млн. членов Профсоюза, в том числе более 350 тыс. студентов.
IV. Охрана труда.
Главное достижение – расчёт нормативных затрат на мероприятия по охране труда в образовательных организациях.
В 2018 г., в Год охраны труда в Профсоюзе, была достигнута официальная договорённость с Минобрнауки России о разработке для подведомственных ему организаций методических рекомендаций по расчёту норматива затрат на мероприятия по охране труда. В результате Профсоюз подготовил и направил в Минобрнауки России проект соответствующих рекомендаций, обосновав необходимость выделения не менее 10 тыс. руб. в год на одного работника и предложив включить соответствующие расходы в норматив затрат на выполнение государственного (муниципального) задания.
V. Социальное партнёрство.
Главное достижение – заключение соглашений с Рособрнадзором и Росмолодёжью.
В целях обеспечения эффективного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти Профсоюз заключил в 2018 г. соглашения с Росмолодёжью (впервые) и Рособрнадзором (взамен предыдущего в связи с изменением структуры Правительства РФ). В частности, была закреплена договорённость об участии Профсоюза в проведении исследований, организованных Рособрнадзором в установленной сфере деятельности. При этом в связи с обнародованием Рособрнадзором в СМИ итогов так называемого «исследования компетенций учителей» Профсоюз обратился к его руководителю с открытым письмом, в котором указал на отсутствие у возглавляемого ведомства полномочий по оценке квалификации педагогических работников, в том числе в рамках проведения их аттестации.
VI. Оптимизация применения квалификационных требований.
Главное достижение – предотвращение необоснованного увольнения педагогических работников по причине несоответствия их изменённым квалификационным требованиям.
С учётом позиции и разъяснений Профсоюза Конституционный Суд РФ постановил в 2018 г. признать часть 1 статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она используется в качестве обоснования прекращения трудового договора с принятыми на работу до его вступления в силу воспитателями дошкольных образовательных организаций, которые успешно осуществляют профессиональную педагогическую деятельность и признаны аттестационной комиссией соответствующими занимаемой должности. Таким образом, созданы необходимые условия для пересмотра правоприменительной практики, связанной с увольнением соответствующих категорий педагогических работников.
VII. Совершенствование методики проведения аттестации.
Главное достижение – обеспечение привлечения учителей к экспертизе (в рамках апробации) единой модели аттестации на добровольных началах.
На основании договорённости о совместном участии Минобрнауки России и Профсоюза в совершенствовании порядка проведения аттестации педагогических работников и методики её проведения в 2018 г. были впервые определены координаторы проекта по апробации единой модели аттестации со стороны Профсоюза и его региональных (межрегиональных) организаций. Это позволило обеспечить участие учителей русского языка и математики в осуществлении экспертизы новой модели аттестации на основе принципов добровольности и конфиденциальности её результатов для работодателей, а также обобщить и представить в Минпросвещения России их замечания и предложения с целью последующей доработки модели.
VIII. Экспертиза профессиональных стандартов и их проектов.
Главное достижение – недопущение закрепления в профессиональных стандартах положений, нарушающих права работников.
Благодаря предложениям Профсоюза о признании утратившими силу положений профессиональных стандартов, противоречащих изменениям в трудовом законодательстве РФ, и корректировке их совместно с Профсоюзом в части требований к образованию и обучению в 2018 г. был утверждён новый профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Этим документом признан утратившим силу одноимённый приказ, в соответствии с которым стандарт должен был применяться работодателями при аттестации работников, заключении трудовых договоров и т. д., а также установлены приемлемые требования к квалификации педагогических работников взамен установленных ранее завышенных и необоснованных требований.
IX. Профилактика насилия в образовательной среде.
Главное достижение – создание предпосылок для профилактики насилия в отношении педагогических работников.
По итогам конференции «Насилие в образовательной среде. Причины, тенденции обострения, поиск решений», проведённой (в целях профилактики возникновения и распространения насилия в отношении педагогических работников) в 2018 г. по инициативе Профсоюза совместно с Минобрнауки России и ФГБУ «Российская академия образования», были подготовлены и обнародованы обращение её участников с практическими предложениями в адрес Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Минобрнауки России, Минкультуры России, Роскомнадзора и др., а также рекомендации по повышению эффективности представительства законных социально-трудовых прав и профессиональных интересов педагогических работников в комиссиях организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.
X. Моральное стимулирование.
Главное достижение – повышение статуса профсоюзных наград, демократизация условий и практики награждения ими работников.
В рамках упорядочения в 2018 г. системы отраслевых наград учителей Минобрнауки России поддержало предложение о включении в их перечень наград Профсоюза. Так, были подготовлены совместные разъяснения сторон со сводной информацией о современных отраслевых наградах для учителей на федеральном уровне, в том числе наградах Профсоюза, а также с указанием на возможность внесения сведений о награждении ими в трудовые книжки учителей. Одновременно расширилась практика поощрения наградами Профсоюза педагогических работников не из числа профактива, в том числе за достижения в их непосредственной профессиональной деятельности.
XI. Повышение престижа профессии.
Главное достижение – содействие повышению общественного статуса и значимости профессии учителя начальных классов.
В 2018 г. Профсоюз и его партнёры впервые провели учреждённую им Всероссийскую олимпиаду педагогов начальной школы «Мой первый учитель». Участие в ней, предусматривающее прохождение дипломантами во всех номинациях (по итогам заочного тура) очных конкурсных испытаний непосредственно на федеральном уровне – без оргвзносов и оплаты расходов на проживание в г. Москве, – приняли 1 067 учителей начальных классов. Информационную поддержку мероприятия оказало ФГУП «Международное информационное агентство “Россия сегодня”». Победители олимпиады были награждены ценными профессиональными призами от спонсоров.
XII. Развитие кадрового и экспертного потенциала Профсоюза.
Главное достижение – объединение представителей педагогического и научно-педагогического сообществ для решения задач профессионального роста педагогических работников.
В рамках совершенствования организационно-кадрового обеспечения деятельности Профсоюза в 2018 г. были созданы:
Совет по непрерывному профессиональному педагогическому образованию при Центральном Совете Профсоюза – в целях повышения эффективности участия Профсоюза во внедрении национальной системы профессионального роста педагогических работников и с учётом предложений участников Всероссийского совещания «Модернизация системы повышения квалификации учителей в условиях формирования национальной системы учительского роста», организованного Профсоюзом совместно с Минобрнауки России и ФГБУ «Российская академия образования»;
неформальный клуб лидеров молодёжного движения в Профсоюзе «Наставник» – для организации на современных началах системы педагогического и профсоюзного наставничества.