Объявленная Всемирной организацией здравоохранения пандемия новой короновирусной инфекции, принимаемые в этой связи меры для предупреждения ее распространения, переформатировали процесс обучения в образовательных организациях, и, как следствие, внесли коррективы в регулирование трудовых отношений.

 

В связи с чем возникло множество вопросов связанных с трудом работников, в том числе по режиму рабочего времени, оплате труда, и т.д.

Постараемся разобраться в данных вопросах, найти практические пути  их решения.

Предлагаем Вам серию информационных листков. Начнем со следующего:

 

1. Прежде всего, необходимо:

 

1) Дифференцировать:

  • реализацию образовательных программ с применением дистанционных технологий, под которыми понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников; при этом данная деятельность может осуществляться работниками непосредственно в образовательных организациях.
  • выполнение работником работы, обусловленной трудовым договором,  за пределами образовательной организации,  в которой определено рабочее место. При этом, осуществление трудовой деятельности дистанционно  вызвано объявленным  режимом   повышенной готовности,  в целях предупреждения распространения короновирусной инфекции. Выполнение работниками трудовых обязанностей  за пределами образовательной организации, как правило, по месту своего жительства, рассматривается как вынужденная мера.

 

2) Определить, относятся ли образовательные организации к организациям, на  работников которых распространяется Указ Президента Российской Федерации от 02 апреля 2020 г. №239, а именно: установление нерабочих дней с 6 по 30 апреля с сохранением заработной платы и режима самоизоляции.

 

Исходя из ст.5 Указа Президента Российской Федерации, Указа Губернатора Иркутской области от 4 апреля 2020 г. № 78-уг, деятельность образовательных организаций не приостановлена (не ограничена), из чего следует, что Указ Президента в части нерабочих дней с 6 по 30 апреля на работников не распространяется.

 

Вместе с тем, в Постановлении Правительства Иркутской области от 04 апреля 2020 г. № № 220-пп "Об определении иных организаций, осуществляющих деятельность на территории Иркутской области, на которые не распространяется Указ Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", в перечне иных организаций,  на которых не распространяется действие Указа Президента,  определены:

 

1) муниципальные (частные) дошкольные образовательные организации-  в части организации деятельности "дежурных" групп.

 

Исходя из этого, нерабочие дни с сохранением заработной платы  устанавливаются для работников не занятых  в «дежурных» групп. Вопрос в том, каким образом  работодатель организует деятельность, привлечение работников: определит одних и тех же работников, которые на протяжении установленного периода будут работать, либо установит такой график работы, при котором каждый воспитатель (помощник воспитателя) в определенный день (дни) будет занят работой в «дежурных» группах;

 

2) государственные, муниципальные частные общеобразовательные организации; государственные, муниципальные, частные организации дополнительного образования детей; государственные, частные профессиональные образовательные организации; государственные организации дополнительного профессионального образования;

 

государственные учреждения оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, профилактики, реабилитации и коррекции (работники которых осуществляют трудовую деятельность дистанционно).

 

Исходя из  Постановления Правительства Иркутской области  следует, что Указ Президента не распространяется на работников, которые  выполняют работу дистанционно, а для тех работников, которых не представляется возможным перевести на дистанционную работу, устанавливаются нерабочие дни с сохранением заработной платы, режим самоизоляции.

 

Таким образом, на наш взгляд, до настоящего времени сохраняется противоречие Указа Губернатора и Постановления Правительства Иркутской области, неясность в вопросе  работы работников образовательных  (за исключением дошкольных),  в том числе, осуществляющих реализацию образовательных программ с применением дистанционных технологий.

 

На обращения областной организации Профсоюза  получены ответы из Главного правового управления Губернатора и Правительства Иркутской  области, Министерства образования Иркутской области, Министерства труда и занятости Иркутской области, из которых следует, что  вопрос по нерабочим дням с 6 по 30 апреля 2020 г., по соблюдению режима самоизоляции, решается в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 4 апреля 2020 г. № 220.

 

Таким образом, исходя из этого, работодатель не вправе требовать  от работников присутствия на работе для реализации образовательных программ с применением дистанционных технологий. Данная работа осуществляется только  дистанционно от образовательного учреждения. Для работников, у которых характер условий труда не позволяет выполнять работу дистанционно (например, лаборант, гардеробщик, уборщик служебных помещений, и т.д.) дни с 6 по 30 апреля 2020 г. являются нерабочими с сохранением заработной платы. Что должен сделать работодатель в этом случае: в приказе определить категории работников, работающих в дистанционном режиме, сроки такой работы, порядок взаимодействия, и т.п.; определить категории работников, для которых  в соответствии с п.2 Постановления Правительства Иркутской области № 220 , с Указом Президента Российской Федерации устанавливаются нерабочие дни с сохранением заработной платы.

 

2.Оформление перевода на дистанционную работу. Для ответа на этот вопрос и, соответственно, для принятия решения, руководствуемся следующим:

 

1) В соответствии со ст. 312.1. Трудового кодекса Российской Федерации дистанционной работой является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет".

 

Дистанционными работниками считаются лица, заключившие трудовой договор о дистанционной работе.

 

2) В ст.57 Трудового кодекса Российской Федерации перечислены обязательные условия  которые должны быть включены в трудовой договор, в том числе:

 

место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, - место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения;

 

трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы);

 

условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы);

 

условия труда на рабочем месте;

 

3) В соответствии со ст.72 Трудового кодекса Российской Федерации изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.

 

Исходя из вышеизложенного, работники образовательной организации, в том числе,  педагогические, изначально не заключали  трудовой договор о дистанционной работе.  Выполнение трудовой функции, обусловленной  трудовым договором (работа по определенной специальности, должности), не предполагает   использование информационно-телекоммуникационные сети общего пользования, в том числе сети «Интернет»; вне места  нахождения работодателя, вне стационарного рабочего места.

 

Согласно ст. 209 Трудового кодекса РФ рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

 

Вопрос в том, что работодатель, в силу возникшей ситуации с распространением новой короновирусной инфекции, обязан выполнять правила, принятые органами государственной власти,  для ее предупреждения. В том числе, перейти на дистанционную форму обучения, организовать для работников выполнение трудовой функции в дистанционном режиме;  выполнить  решение по установлению нерабочих дней с сохранением заработной платы для лиц, которые не осуществляют трудовую деятельность дистанционно.

 

В этой связи, поскольку образовательная деятельность не прекращена, не приостановлена,  изменение режима работы  не является волеизъявлением работника,  вызвано не его собственным желанием, а необходимостью работодателя выполнить установленные соответствующими нормативными правовыми актами предписания, правовые основания требовать от работника заявления о переводе на дистанционную работу, отсутствуют.

 

В связи с тем, что трудовая функция не изменяется, место работы прежнее – образовательное учреждение,  а исходя из ст. 72 Трудового кодекса Российской Федерации, изменение условий в трудовой договор возможно только  по соглашению сторон,  перевод должен осуществляться на основании распорядительного акта (приказа).

Принимая во внимание временный и, по сути, вынужденный характер перевода работника на режим дистанционной работы, перевод должен оформляться распорядительным актом руководителя организации, в котором будут оговорены условия удаленной работы и её сроки (или событие) с использованием ресурсов организации или работника. 

Учитывая тот факт, что данный распорядительный акт руководителя организации касается трудовых отношений, он должен приниматься  в организации с учётом мнения (по согласованию) выборного  органа первичной профсоюзной организаций работников в соответствии  со статьей 8 ТК РФ. 

Если идти по пути оформления дополнительного соглашения, в этом случае, необходимо учитывать ст.72 Трудового кодекса Российской Федерации  о том, что  условия могут быть изменены только по соглашению сторон. Согласие работника, которое выражается  в заключении дополнительного соглашения, должно быть добровольным.

Кроме того, внесение изменений возможно только в части условия, которое определяет характер работы (дистанционный) и его срок; остальные условия трудового договора должны быть неизменными (в части оплаты труда, если не улучшает условия), срока действия трудового договора. Улучшение условий в связи с  установлением дистанционного режима , например, компенсация расходов, связанных с оплатой Интернет  для проведения учебных занятий, подготовкой к ним (по принципу  права педагогических работников на бесплатное пользование библиотечным фондом организации, и т.д.)безусловно, может только приветствоваться.

Условия работы в дистанционном режиме у педагогических работников сложились, начиная, с 6 апреля 2020 г. Таким образом, работодатель  фактически допустил работников к выполнению трудовых обязанностей в дистанционном режиме.  Оформление   соглашений  после этой даты не дает права требовать  подписания соглашения «задним» числом. Дополнительное соглашение должно быть   подписано тем числом, которым фактически оформляется (например, 24 апреля). Другой вопрос, что дата начала работы в дистанционном режиме будет указана непосредственно та, с которой работник работает (например, 6 апреля).

С уважением,
Председатель В.Г.Федосеева