ДОСРОЧНОЕ ЗАВЕРШЕНИЕ УЧЕБНОГО ГОДА: ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКОВ И РАБОТОДАТЕЛЯ.
22 апреля 2020 г. Министерство образования Иркутской области издало ряд распоряжений: № 330 «О завершении 2019-2020 учебного года» и № 331мр «О завершении учебного 2019/2020 года в государственных общеобразовательных организациях». Муниципальным общеобразовательным организациям рекомендовано, а руководителям государственных общеобразовательных организаций предписано:
1. Завершить учебный 2019-2020 год 25 мая 2020 г.;
2. В рамках удаленного обучения с применением дистанционных технологий с 1 мая 2020 года предусмотреть реализацию следующих учебных предметов:
Классы |
Муниципальные общеобразовательные организации |
Государственные общеобразовательные организации |
1-3 классы |
русский язык, математика |
|
4 класс |
русский язык, математика, окружающий мир |
|
5 класс |
русский язык, математика, история, биология |
|
6 класс |
русский язык, математика, обществознание, география |
|
7 класс |
русский язык, математика, иностранный язык, обществознание, биология, география, физика, история |
|
8 класс |
русский язык, математика, обществознание, биология, физика, география, история, химия |
|
9 класс |
русский язык, математика |
|
10 класс |
русский язык, математика |
|
11 класс |
русский язык, математика, предметы по выбору обучающихся для сдачи ЕГЭ |
|
|
Руководителям государственных общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с 1 мая 2020 г. организовать удаленное обучение с применением дистанционных технологий по освоению обучающимися следующих учебных предметов: |
|
1-3 классы |
Русский язык и математика |
|
4-11 классы |
русский язык, математика (алгебра), предмет по выбору. |
|
3. |
Завершить освоение основных общеобразовательных программ и адаптированных основных общеобразовательных программ по остальным учебным предметам 30 апреля 2020 года. |
|
4. |
Скорректировать рабочие программы учебных предметов в 2019-2020 учебном году и предусмотреть освоение новых не пройденных тем в 2020-2021 учебном году. |
Таким образом, Распоряжение Министерства образования Иркутской области о досрочном завершении учебного года, как в целом, так и по отдельным учебным предметам, для муниципальных общеобразовательных организаций носит рекомендательный характер, т.е., предоставляет право выбора: согласиться либо продолжить образовательную деятельность в соответствии с Уставом организации, и учебными планами (программами). Решение принимается коллегиальным органом управления образовательной организацией (педагогическим советом), доводится до сведения родителей (законных представителей), обучающихся. Несмотря на то, что в Распоряжении рекомендация по досрочному завершению адресуется напрямую образовательным организациям, минуя органы местного самоуправления, т.е., учредителя, муниципальные органы управления образованием, основываясь на Рекомендациях Министерства просвещения России от 8 апреля 2020 г. (см. ниже), необходимо решение согласовать с учредителем и министерством образования Иркутской области.
Для областных государственных общеобразовательных организаций распоряжение о досрочном завершении учебного года, в том числе по отдельным учебным предметам, является обязательным.
Для справки: 8 апреля 2020 г. Министерство просвещения Российской Федерации направило в адрес органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, рекомендации, в которых со ссылкой на Указ Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» и в связи с существенными различиями в санитарно - эпидемиологической ситуации в различных субъектах Российской Федерации, а также различной степенью готовности образовательных организаций и цифровой инфраструктуры к масштабному использованию дистанционных образовательных технологий, Министерство просвещения Российской Федерации предложило использовать дифференцированный подход к организации обучения по общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования.
Министерство просвещения Российской Федерации рекомендует образовательным организациям, реализующим:
1) основные образовательные программы дошкольного образования:
- в условиях стабильной санитарно-эпидемиологической ситуации и отсутствия ограничений, введенных на уровне субъекта Российской Федерации, обеспечить функционирование групп с соблюдением мер профилактики и с учетом потребности родителей;
- в условиях неблагоприятной санитарно-эпидемиологической ситуации и введенных ограничений на посещение общественных мест, организаций или действия режима самоизоляции (карантина) обеспечить функционирование дежурных групп численностью не более 12 человек с соблюдением мер профилактики и с учетом потребности родителей;
2. Образовательным организациям, реализующим основные образовательные программы общего образования:
- в условиях стабильной санитарно-эпидемиологической ситуации и отсутствия введенных ограничений обеспечить реализацию образовательных программ в штатном режиме с соблюдением всех санитарно-эпидемиологических требований в условиях профилактики и предотвращения распространения коронавирусной инфекции, в том числе сокращения количества обучающихся, находящихся в помещении, при помощи деления класса на группы и корректировку учебных планов и рабочих программ по предметам, предусматривающую сокращение времени учебных занятий и акцент на освоение нового учебного материала, без сокращения объемов оплаты труда педагогических работников;
- в условиях неблагоприятнойсанитарно-эпидемиологической ситуации и введенных ограничений на посещение общественных мест, организаций или действия режима самоизоляции (карантина) обеспечить реализацию образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в соответствии с графиками учебного процесса и индивидуальными учебными планами, в режиме нахождения обучающихся в условиях домашней самоизоляции. При этом необходимо предусмотреть:
обеспечение условий для педагогов по организации образовательного процесса с рабочего места (при соблюдении дополнительных санитарно-эпидемиологических мероприятий) или в режиме нахождения в условиях домашней самоизоляции (с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в соответствии с графиками учебного процесса и индивидуальными учебными планами) (п.2.1.);
корректировку учебных планов и рабочих программ по предметам, предусматривающую сокращение времени учебных занятийи акцент на освоение нового учебного материала, без сокращения объемов оплаты труда педагогических работников (п.2.2.);
продолжение реализации основных образовательных программначального общего (1—4 классы), основного общего образования (5—8 классы) и среднего общего образования (10 класс) с использованием дистанционных образовательных технологий в течение апреля-мая 2020 года. При реализации основных образовательных программ общего образования с использованием дистанционных образовательных технологий минимизировать обращение к электронным и цифровым образовательным сервисам и платформам, работающим в on-line режиме (п.2.3.);
возможность завершения учебного года с изменением календарного учебного графика реализации основной образовательной программы и аттестацией обучающихся (1—8 классов) по результатам завершенных четвертей (триместров),с учетом результатов всероссийских проверочных работ (ВПР), проведенных в дистанционном формате и в сроки, устанавливаемые образовательной организацией, а также переносом освоения части основной общеобразовательной программы текущего учебного года на следующий учебный год (п.2.4.);
очного проведения ОГЭ (ГВЭ) по двум основным предметам для обучающихся завершающих обучение по образовательным программам основного общего образования, в сроки, устанавливаемые органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования субъектов Российской Федерации, после завершения учебного года (п.2.5);
полноценную реализацию образовательных программ среднего общего образования, в том числе, с использованием дистанционных образовательных технологий и федеральных телевизионных каналов. в части предметов, определенных для государственной итоговой аттестации для обучающихся 10-11 классов и подготовку обучающихся, завершающих обучение по образовательным программам среднего общего образования, к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ (ГВЭ (п.2.6.);
возможность аттестации обучающихся, завершающих обучение по образовательным программам среднего общего образования, по предметам, не вошедшим в перечень для государственной итоговой аттестации, или не выбранным обучающимися для сдачи государственной итоговой аттестации по результатам завершенных предыдущих учебных периодов (четвертей / триместров); Решение о формах организации образовательного процесса по реализации основных образовательных программ общего образования, сроках окончания учебного года образовательная организация принимает самостоятельно по согласованию с учредителем и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования(п.2.7 Рекомендаций).
Исходя из вышеизложенного, предложения, как Министерства просвещения Российской Федерации, так и Министерства образования Иркутской области носят рекомендательный характер. В случае, если образовательная организация принимает данную рекомендацию, а органы управления образования на этом настаивают (поддерживают), то в этом случае, необходимо учесть следующее. Досрочное завершение учебного года, освоение учебных предметов не означает отсутствие занятости педагогических работников, регулирования их труда по усмотрению работодателя, органа местного самоуправления.
Согласно ч.7 ст. 47 Федерального закона«Об образовании в Российской Федерации» режим рабочего времени и времени отдыхапедагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий в соответствии с требованиями трудового законодательства и с учетом особенностей, установленных в зависимости от сферы ведения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.
В настоящее время действует Приказ Министерства образования и науки РФ от 11 мая 2016 г. N 536 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность" (далее – Приказ Минобрнауки РФ № 536).
Досрочное завершение учебного года, обучения по отдельным учебным предметам вызвано неблагополучной санитарно-эпидемиологической обстановкой и означает начало каникулярного периода для обучающихся ранее срока, определенного учебными планами (программами) и Уставом образовательной организации.
Исходя из этого, режим работы педагогических работников, а также условия оплаты их труда, должны определяться по правилам раздела IV. «Режим рабочего времени педагогических работников и иных работников в каникулярное время» и раздела 5 «Режим рабочего времени педагогических работников и иных работников в периоды отмены (приостановки) для обучающихся занятий (деятельности организации по реализации образовательной программы, по присмотру и уходу за детьми) по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям» Приказа Минобрнауки РФ № 536:
периоды каникулярного времени, установленные для обучающихся организациии не совпадающиедля педагогических работников и иных работников с установленными им соответственно ежегодными основными удлинёнными и ежегодными дополнительными оплачиваемыми отпусками, ежегодными основными и ежегодными дополнительными оплачиваемыми отпусками (далее соответственно - каникулярное время и отпуск), являются для них рабочим временем с оплатой труда в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.4.1.); периоды отмены (приостановки) занятий (деятельности организации по реализации образовательной программы, присмотру и уходу за детьми) для обучающихся в отдельных классах (группах) либо в целом по организации по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям являются рабочим временем педагогических работников и иных работников (п.5.1.).
В соответствии с п.п. 4.2 и 5.2. в указанные периоды (каникулярные, по санитарно-эпидемиологическим основаниям):
- работодатель должен уточнить режим их рабочего времени;
- педагогические работники выполняют педагогическую (в том числе методическую и организационную) работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах нормируемой части их педагогической работы (установленного объёма учебной (тренировочной) нагрузки (педагогической работы), определённой им до начала каникулярного времени, а также времени, необходимого для выполнения работ, предусмотренных пунктом 2.3 настоящих Особенностей (при условии, что выполнение таких работ планируется в каникулярное время);
- время, не совпадающее с отпуском педагогических работников, используется также для их дополнительного профессионального образования;
- режим рабочего времени учителей, осуществляющих обучение детей на дому в соответствии с медицинским заключением, в каникулярное время определяется с учётом количества часов указанного обучения таких детей, установленного им до начала каникул.
В соответствии с п.4.5. Приказа Минобрнауки РФ № 536, режим рабочего времени руководителей образовательных организаций, в каникулярное время, не совпадающее с их отпуском, определяется в пределах продолжительности рабочего времени, установленной по занимаемой должности.
Работники из числа учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала организаций в период, не совпадающий с их отпуском, привлекаются для выполнения организационных и хозяйственных работ, не требующих специальных знаний и квалификации, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Справка:
Согласно ч. 6 ст. 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская) и воспитательная работа, в том числе практическая подготовка обучающихся, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.. • Согласно п.2.3. Приказа Минобрнауки РФ № 536 другая часть педагогической работы, которая определяется с учетом должностных обязанностей (т.е., работодатель не вправе требовать, привлекать работника к работе без согласия и без дополнительной оплаты к работе, не связанной с должностными обязанностями) предусмотренных квалификационными характеристиками (обратите внимание: не профессиональными стандартами) , а также дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, выполняемых с их письменного согласия за дополнительную оплату:
|
Таким образом, по своей сути, каникулярный период наступит ранее, установленного в образовательной организации срока. В связи с чем режим работы педагогических работников по правилам работы в каникулярный период будет введен также досрочно.
С уважением,
Председатель В.Г.Федосеева