В ситуации объявленной самоизоляции граждан, широкого информирования в средствах массовой информации о привлечении к  административной ответственности за его несоблюдение, о размерах штрафов,  вполне логично у большинства работников возникает вопрос:   как не оказаться в числе нарушителей и не попасть под штраф, могут ли штрафовать на улице, и т.д.

 

Прежде всего, нужно  иметь в виду то, что виды административной ответственности, порядок привлечения к ней, и т.д., установлены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях  (видимо, пришла пора более серьезно и глубже каждому изучить).

В соответствии со ст.1.6. КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Административное наказание применяется уполномоченным на то органом или должностным лицом в пределах компетенции указанных органов или должностного лица в соответствии с законом.

Согласно ч. 1 ст.2.1. КоАП РФ  административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

КоАП РФ устанавливает  следующие виды административной ответственности:

 

Статья 20.6.1. Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения

1. Невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

2. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 6.3 настоящего Кодекса, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, либо повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, -

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

 

Статья 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

1. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

2. Те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий -

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

3. Действия (бездействие), предусмотренные частью 2 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или смерть человека, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей; на должностных лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Как определить,  к какому виду административной ответственности  не исключена вероятность привлечения?

Для ответа на этот вопрос мы обратимся к Обзору по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21 апреля 2020 г.

Вопрос 17: В каких случаях граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ?

Ответ: Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 названного кодекса.

С целью  предупреждения  распространения новой короновирусной инфекции Президентом Российской Федерации,  Главным санитарным врачом Российской Федерации  субъектам Российской Федерации (Высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации) предписано обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных мероприятий.

Указом Губернатора Иркутской области от 18 марта 2020 г. № 59 (с внесением изменений от 4, 9, 15, 17 апреля 2020 г.) на территории Иркутской области

  • введен режим функционирования повышенной готовности для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

  • Иркутская область определена территорией, на которой предусматривается комплекс ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

  • в качестве ограничительных мероприятий на территории Иркутской области с  5 апреля 2020 года по 26 апреля 2020 года введен режим самоизоляции граждан в соответствии с Правилами поведения при введении режима повышенной готовности на территории Иркутской области (далее –  Правила поведения);
  • приостановлена (ограничена)  на период с 5 апреля 2020 года по 26 апреля 2020 года деятельность организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей в соответствии с приложением к настоящему указа.

В Правилах поведения  нет прямого указания на то, что включает в себя режим самоизоляции (как уже разъясняли ранее, в действующем законодательстве нет определения), вместе с тем, определены правила передвижения, другие правила, которые должны выполнять, в том числе, работодатели.

Сказано о том, что за нарушение режима самоизоляции и других требований, введенных в связи с коронавирусной инфекцией, к находящимся на территории Иркутской области лицам (гражданам; должностным лицам; лицам, осуществляющим деятельность без образования юридического лица; юридическим лицам) применяются меры ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Согласно п.п. «у»  ч.1 ст.11 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», органы государственной власти субъектов Российской Федерации  устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "м" настоящего пункта;

На руководство этой нормой закона  при решении вопроса о привлечении к административной ответственности  по ст. 20.6.1. КоАП РФ указывает Верховный Суд Российской Федерации  в Обзоре от 21 апреля 2020 г.

Таким образом, нарушение установленных Указом Губернатора Иркутской  области правил,  ограничительных мероприятий, рассматривается как  административное нарушение за  которое предусмотрена административная ответственность по ст. 20.6.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, как указывает Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре,

при решении вопроса о назначении лицу административного наказания конкретного вида и размера необходимо, в том числе, иметь в виду, что такое наказание должно отвечать требованиям пропорциональности, справедливости и соразмерности, индивидуализации административной ответственности, а также соответствовать целям предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами;

административное наказание возможно не только в виде штрафа, но и в виде предупреждения. Конкретный вид административного наказания определяется в зависимости от конкретных обстоятельств дела об административном  правонарушении.

Перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях утвержден Указом Губернатора Иркутской области от 18 марта 2020 года № 59-уг «О введении режима функционирования повышенной готовности для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» .

Срок давности привлечения к административной ответственности составляет три месяца и исчисляется с момента их обнаружения.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассматриваются судьями районных судов по месту совершения таких правонарушений, при этом местом совершения административных правонарушений данной категории является место их выявления. В случае проведения по делу об административном правонарушении административного расследования такое дело рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.

Исходя из вышеизложенного, граждане обязаны соблюдать установленные правила, а в случае выявления нарушения введенных правил могут быть привлечены к административной ответственности. При этом, необходимо учитывать все обстоятельства, имеющие значение при рассмотрении конкретного случая. Следует иметь в виду, что каждый гражданин имеет право на защитника, а также имеет право не свидетельствовать против себя, своего супруга и близких родственников.

Штраф, как вид административного наказания, на «улице» не взимается. В случае выявления административного правонарушения уполномоченными на то лицами составляется протокол об административном правонарушении в установленном порядке,  который  подлежит рассмотрению  в районном суде.

Административная ответственность по ст.6.3. КоАП РФ: Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В Обзоре  Верховного Суда Российской Федерации содержится ответ на вопрос 22: Какая категория физических лиц подлежит привлечению к административной ответственности по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)?

В котором Верховный Суд Российской Федерации  указывает на следующее.

Частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

Больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 33 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").

При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право выдавать, в частности, гражданам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований, о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих; главные государственные санитарные врачи и их заместители наделяются полномочиями выносить мотивированные постановления о госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания, а также о проведении обязательного медицинского осмотра, госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих (пункт 2 статьи 50, пункт 6 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").

Таким образом, федеральный законодатель допускает медицинское вмешательство, а также принятие изоляционных мер различного характера в отношении названных выше лиц в порядке, установленном законодательством.

Соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункты 1.3, 2.6, 2.7, 10.1, 13.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", утвержденных постановлением Врио Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. N 65).

Исходя из толкования приведенных выше норм в их системной взаимосвязи привлечению к административной ответственности по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) подлежат, в том числе, лица с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания, лица, прибывшие на территорию Российской Федерации, в том числе, из государства, эпидемически неблагополучного по коронавирусной инфекции, лица, находящиеся или находившиеся в контакте с источником заболевания, в контакте с лицами с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания, лица, уклоняющиеся от лечения опасного инфекционного заболевания, нарушающие санитарно-противоэпидемический режим, а также не выполнившие в установленный срок выданное в периоды, указанные в части 2 статьи 6.3 КоАП РФ, законное предписание (постановление) или требование органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Так, например, по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ подлежат квалификации действия физического лица, прибывшего на территорию Российской Федерации и нарушившего требования по изоляции в домашних условиях (подпункт 2.3 пункта 2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 г. N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019").

В Обзоре Верховный Суд Российской Федерации также указывает на то, что при   решении вопроса о назначении лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административного наказания конкретного вида и размера необходимо, в том числе, иметь в виду, что такое наказание должно отвечать требованиям пропорциональности, справедливости и соразмерности, индивидуализации административной ответственности, а также соответствовать целям предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вправе составлять: должностные лица органов внутренних дел (полиции); должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Административные правонарушения, ответственность за которые установлена частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются длящимися, срок давности привлечения к административной ответственности за совершение указанного административного правонарушения составляет один год и исчисляется с момента обнаружения административного правонарушения.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассматриваются судьями районных судов и подлежат рассмотрению по месту совершения таких правонарушений. При этом местом совершения административных правонарушений данной категории является место их выявления.

В случае проведения по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административного расследования такое дело рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.

Данная категория дел об административных правонарушениях может быть рассмотрена с использованием систем видеоконференцсвязи.

Для сведения:  Статьей 1.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях   установлена презумпция невиновности:

1. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

3. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.

4. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Вместе с тем, во избежание, мягко скажем, неприятных ситуаций,  а также с целью сохранения здоровья и жизни,  настоятельно рекомендуем:

 

1) соблюдать правила, установленные Указом Губернатора Иркутской области с учетом Постановления Правительства Иркутской области от 04 апреля 2020 г. № 220,

 

2) если работник относится к числу лиц с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания; прибывшего  на территорию Российской Федерации, в том числе, из государства, эпидемически неблагополучного по коронавирусной инфекции;  находящегося или находившегося  в контакте с источником заболевания, в контакте с лицами с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания, не уклоняться от лечения  опасного инфекционного заболевания,  соблюдать санитарно-противоэпидемический режим,  выполнять  законные предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Сообщаем, что Иркутская областная организация Общероссийского Профсоюза образования продолжает деятельность по защите прав и интересов членов Профсоюза в дистанционном режиме.  За дополнительной консультацией можно обратиться по телефону (3952) 733-446 – Хромов Александр Юрьевич, главный правовой инспектор труда, а также посредством письменного обращения (электронная почта: irlutsk_tk@mail.ru).

 

С уважением,
Председатель В. Г. Федосеева